Добро пожаловать!


Первое Национальное сообщение
относительно вопросов изменения климата

 

СОДЕРЖАНИЕ РЕЗЮМЕ ВСТУПЛЕНИЕ

1.1. Вступление

Изменение климата есть, возможно, наиболее важной и сложной проблемой в сфере охраны окружающей среды, которая постигла человечество за последний век. Подписание Рамочной Конвенции ООН об изменении климата представителями 150 стран свидетельствует о том, что изменение климата является неотложной угрозой экологии Земли и экономическому развитию человечества.

Главная цель Конвенции заключается в «стабілізації концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного влияния на климатическую систему».

Украина подписала Конвенцию в июне 1992 года, ратифицировала ее в октябре 1996 года, а в августе 1997 года стала Стороной Конвенции. В соответствии со статьей 4.2b этого документу Украина приняла 1990 год как базовый для оценки антропогенных эмиссий углекислого газа и других парниковых газов, которые не контролируются Монреальским протоколом.

Статья 4.6 Конвенции предоставляет странам с экономикой в переходном периоде «певний степень гнучкости» в исполнении зобов’язань Конвенции. Большая неопределенность, свойственные переходному периоду, невозможность разработки сценариев «бізнес-як-звичайно» вызывают существенные трудности при прогнозировании последующего развития экономики Украины и соответственно оценке мероприятий по пом’якшення влиянию на смену климата и адаптации природных ресурсов и секторов экономики к этому изменению.

Текущий документ являет собой Первое Национальное Сообщение, подготовленное согласно зобов’язанням Украины предоставлять информацию Секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата, как предусмотрено статьями 4.2 и 12 Конвенции.

Разработка Первого Национального Сообщения выполнялась под руководством Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины и при участии ряда министерств, ведомств, заведений и организаций. Координацию работ и непосредственную подготовку сообщения по заданию Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины выполняло Агентство из рационального использования энергии и экологии.

на начало страницы

 


1.2. Общие сведения об Украине

Украина - одна из наибольших по территории, численности населения и ресурсному потенциалу, страна Европы. Ее площадь составляет 603,7 тыс. км2 но занимает второе место среди европейских стран (после России). Численность населения страны в 1995 году составляла 51,7 млн чел.

Климат в Украине - умеренно континентальный на всей территории, за исключением узкой полосы на южном побережье Крыма с субтропическим климатом и района Карпат, который характеризуется резкой вертикальной зональностью в распределении климатических элементов.

После провозглашения независимости в 1991 году Украина взяла курс на реформирование экономики в направлении формирования рыночных отношений и построения демократического государства. Однако переходный период оказался очень болезненным, страна вступила к полосе постоянно заостряемого экономического кризиса, для которой характерно падение объемов производства, особенно в неэнергоемких отраслях промышленности, и, как следствие, снижение ВВП при росте его энергоемкости; рост проблем оплаты критического импорта энергоносителей, который определяет постоянное негативное сальдо внешнеторгового баланса и постоянные проблемы с энергообеспечением страны, хронически растущий дефицит бюджета; высокие темпы инфляции; резкое снижение жизненного уровня большей части населения и роста социального напряжения (Табл. 1-1).

Табл. 1-1. ВВП, тенденции изменения инфляции, безработицы и энергоемкости

Показатель

в 1990 г.

в 1991 г.

в 1992 г.

в 1993 г.

в 1994 г.

в 1995 г.

ВВП, 109 $

73,62

67,21

60,56

51,96

40,01

35,29

Безработица, тыс. чел.

-

9,8

128

180,9

216

126

Инфляция %

-

-

1310

4830

990

420

Энергопотребление, Пдж

10342,9

10017,7

8907,2

7931,5

6900,2

6630,6

Энергоемкость, Пдж/$млрд

141

149

147

152

172

188

В текущее время перспективы выхода экономики страны из кризиса пов’язуються с такими факторами: стабилизацией и следующим ростом производства, проведением приватизации, стабилизацией законодательства, проведением активной энергохранящей политики, изменениями, в сферах налогообложения и валютной регуляции, возобновлением экономических зв’язків со странами СНГ и помощью развитых стран.

Невзирая на то, что экономика Украины находится в сложном переходном периоде, правительство страны уделяет много внимания вопросам охраны окружающей среды, о чем свидетельствует принятие ряда правовых документов в этой сфере.

на начало страницы

 


1.3. Кадастр выбросов и поглощения парниковых газов

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата призывала участников периодически разрабатывать, возобновлять, публиковать и предоставлять Конференции Сторон «національні кадастры антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов, которые не регулируются Монреальским протоколом, используя сравнительные методологии, которые будут согласованы Конференцией Сторин". Это зобов’язання было включено в Конвенцию, поскольку все страны согласились, что за основу эффективной политики по вопросам изменения климата должно править составление детального кадастра выбросов парниковых газов (ПГ).

Оценки выбросов, приведенные в этом Сообщении, рассчитывались с помощью Методических указаний относительно составления кадастров ПГ, разработанных Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МДЕЗК) с тем, чтобы результаты исследований были сравниваемыми как по секторам, так и по странам. Украина в целом придерживалась этих Методических указаний, за исключением тех секторов, где были необходимы более детальные данные или методики вычислений для главных источников выбросов.

Согласно рекомендациям МДЕЗК при разработке украинского кадастра рассматривались такие главные категории источников выбросов и поглотителей парниковых газов: энергетика (включая транспорт), промышленные процессы, сельское хозяйство, лесное хозяйство и землепользование, а также отходы.

При составлении национального кадастра парниковых газов Украины рассматривались ПГ прямого действия: углекислый газ (CO2), метан (CH4), закис азоту (N2O). Учитывались также ПГ непрямого действия: моноксид углероду (CO), окислы азота (NOх) но летучие неметановые органические соединения (Nmvocs).

В базовом 1990 году общие выбросы парниковых газов составили 232882 Гг углеродного эквивалента, учитывая поглощение в лесах Украины 14175 Гг углеродного эквивалента (ВЕ) (Табл. 1-2).

Выбросы углекислого газа составили 75% от общих выбросов, в основном за счет сжигания органического топлива. Частица метана достигла 24%, она включает в себя, в частности, выбросы от сельскохозяйственной деятельности и отходов. Выбросы закиси азота - менее значительные, они составили 1%.

Табл. 1-2. Выбросы парниковых газов в Украине, 1990, Гг

Газ/Источник

Выбросы

 

полный молекулярный вес

углеродный эквивалент

Парниковые газы прямого действия

Углекислый газ

648 131

176 763

Сжигание органического топлива

668 332

182 272

Промышленные процессы

31 775

8 666

Вместе

700 107

190 938

Лесное хозяйство (поглощение)

-51 976

-14 175

Метан

9 453

54 140

Энергетика

6 265

35 881

Сельское хозяйство

2 254

12 909

Отходы

934

5 349

Закис азоту

23,412

1 979

Энергетика

6,708

567

Химическая промышленность

6,160

521

Отходы

0,132

11

Лесные пожары

0,175

15

Сельскохозяйственные почвы

10,237

865

Парниковые газы непрямого действия

Моноксид углерода (CO)

7 481

-

Окислы азота (NOX)

1 243

-

Летучие неметановые органические соединения (Nmvocs)

656

-

Суммарные выбросы

 

232 882

на начало страницы

 


1.4. Мероприятия по пом’якшення влиянию на смену климата

1.4.1. Общая политическая ситуация

В последнее время разработан и принят целый ряд программ экономического развития Украины, из которых наиболее важными является:

  • «Програма структурной перестройки экономики Украины до 2015 року», 1996;
  • «Національна энергетическая программа Украины до 2010 року» (НЭП), 1996;
  • «Комплексна государственная программа энергосбережения Украины до 2010 року» (КДПЕ), 1996;
  • Национальные программы развития отдельных отраслей экономики.

Настоящие документы были приняты за основу для разработки базового сценария развития экономики страны и ее отраслей, оценки возможных уровней выбросов ПГ и мероприятий, по их уменьшению.

Главные показатели социально-экономического развития страны, которые должны быть достигнуты согласно базовому сценарию экономического развития в течение периода 1990 - 2015 гг. приведены в Табл. 1-3.

Табл. 1-3. Главные показатели социально-экономического развития экономики Украины до 2015 года

Показатели

1990

1995

2000

2005

2010

2015

ВВП, млрд $

73,62

35,26

41,30

58,82

84,07

97,17

ВВП %

100,0

47,9

56,1

79,9

114,2

132,0

Сжигание топлива, Пдж

9246,3

5531,5

6965,1

7557,7

8022,5

8551,9

Население, млн чел.

51,9

51,5

50,2

51,0

51,5

51,8

Жилищный фонд, млн м3

922,1

978,5

1018,5

1169,6

1255,0

1360,5

Рядом с разработкой базового сценария прогнозировались показатели для оптимистичного и пессимистического сценариев экономического развития. Эти варианты отличаются в основном за объемами энергосбережения, которые при оптимистичном варианте будут выше приблизительно на 10-12%, а при пессимистическом - более низкими на 25-30%.

на начало страницы

 


1.4.2. Общий потенциал пом’якшення влиянию на смену климата

При анализе мероприятий по пом’якшення влиянию на смену климата рассматривались две главных группы мероприятий: средства политической регуляции и технологические мероприятия.

Все мероприятия имеют высокую степень государственной поддержки, поскольку входят в принятых органами управления государства программ развития экономики Украины и ее отраслей.

Реализация таких мероприятий, как внедрение энергоэффективных технологий, машин, оборудования, бытовых электроустройств, проведение активной энергохранящей политики, использования возобновляемых источников энергии, и развитие атомной энергетики, позволит обеспечить ежегодную экономию энергоресурсов в 2000 году - на уровне 1000-1100 Пдж; до 2005 года - 1950-2100 Пдж; до 2010 года - 3100-3200 Пдж; до 2015 года - 4100-4200 Пдж.

Возможность внедрения этих мероприятий значительной мырой будет зависеть от наличия инвестиций. Для реализации этих мероприятий нужно около $29-32 млрд инвестиций.

Сравнительный анализ, проведенный по нескольким критериям относительной эффективности, показывает, что наиболее эффективными являются мероприятия, пов’язані со снижением потерь природного газа, с внедрением средств контроля и автоматизированного управления энергоснабжением, реализацией межотраслевых программ энергосбережения.

Наименее эффективными мероприятиями по снижению выбросов ПГ является: внедрение нетрадиционных источников энергии, оптимизация структуры генерирующих мощностей, внедрения оборудования, для сжигания низкосортного угля, установления на очистительных станциях сооружений, по обработке осадка стоковых вод.

Однако необходимо учитывать, что для целого ряда рассмотренных мероприятий снижения выбросов ПГ является непрямым эффектом. Целесообразность их внедрения обусловлена, как правило, другими экономическими и социальными факторами.

1.5. Прогноз объемов выбросов парниковых газов и потенциал их снижения

Результаты прогноза свидетельствуют о том, что объем выбросов ПГ прямого влияния уменьшится в сравнении с 1990 годом в рамках любого сценария развития экономики, не ввиду существенного роста ВВП при базовом и, особенно, при оптимистичном сценариях развития экономики Украины. Предусматривается, что такое уменьшение будет достигнуто за счет реализации ряда мероприятий по уменьшению выбросов ПГ и увеличению поглощения CO2 в лесном хозяйстве.

Результаты прогнозов объемов антропогенных выбросов CO2, CH4 N2O и ПГ непрямого действия приведены в Табл. 1-4, Табл. 1-5, Табл. 1-6, Табл. 1-7. Объемы выбросов ПГ прямого действия для 1990 года в этих таблицах в некоторой степени отличаются от данных, приведенных в национальном кадастре выбросов ПГ.

Разница в оценках обусловлена: 1) использованием отраслевого подхода к прогнозированию выбросов ПГ, пов’язаного с национальными особенностями планирования развития экономики Украины; 2) детализацией списка источников выбросов ПГ (учтены неэнергетические выбросы в химической и пищевой промисловостях, горно-металлургическом комплексе и строительстве); 3) уточнением коэффициентов выбросов. Для сравнения базового и следующих лет возникла необходимость повторного расчета объемов выбросов за 1990 год.

Табл. 1-4. Прогнозируемые объемы антропогенных выбросов CO2 Гг

Категория источников

в 1990 г.

в 1995 г.

в 2000 г.

в 2005 г.

в 2010 г.

в 2015 г.

Сжигание топлива:

в электроэнергетике

191296

135447

151037

173122

178539

189474

в промышленности

220202

117182

149722

159284

168893

179562

в строительстве

3890

4615

3462

3646

3845

4431

в жилищном секторе

97506

78860

91649

91317

96818

100047

в сельском хозяйстве

35611

22721

32255

34044

36085

37908

на транспорте

49831

17922

41060

45985

52749

61866

другими источниками

64296

25648

34343

34072

32861

31848

Промышленные процессы

48815

22905

26514

27678

28225

29214

Вместе:

711447

425299

530042

569149

598016

634352

Табл. 1-5. Прогнозируемые объемы антропогенных выбросов CH4 Гг

Категория

1990

1995

2000

2005

2010

2015

Сжигание топлива

292

215

233

208

209

200

Добывание угля и нефти

6227

4044

52737

4653

4107

3356

Промышленные процессы:

           

черная металлургия

333

98

104

104

104

105

пищевая промышленность

68

71

57

58

57

58

строительство

5

3

4

5

5

6

Животноводство

2240

1700

1764

2001

2077

2154

Выращивание риса

15

11

12

13

16

22

Отходы

934

1009

937

909

891

837

Вместе

10115

7150

8383

7951

7467

6738

Табл. 1-6. Прогнозные объемы антропогенных выбросов N2O, Гг

Категория

1990

1995

2000

2005

2010

2015

Транспорт

0,4

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Другие энергетические источники

4,5

3,3

4,0

4,2

4,3

4,6

Промышленные процессы

23

7

22,5

25,8

26,0

26,1

Сельское хозяйство

10,2

5,1

7,6

8,5

9,4

10,2

Отходы

0,1

0,1

0,4

0,6

0,9

1,2

Вместе

38.2

15.7

34.7

39.3

40.8

42.3

Табл. 1-7. Прогнозируемые объемы антропогенных выбросов CO, NO2 NMVOC, Гг

Газ

1990

1995

2000

2005

2010

2015

CO

7295

4046

5964

5958

6255

6607

NOХ

2043

1140

1564

1605

1613

1666

NMVOC

1007

471

844

884

949

1043

В лесном хозяйстве предусматривается обеспечить увеличение поглощения CO2 до 2015 года приблизительно на 20800 Гг (Табл. 1-8 ).

Табл. 1-8. Прогнозируемые объемы поглощения CO2 Гг

Категория

1990

1995

2000

2005

2010

2015

Лесное хозяйство

-51555

-64490

-66265

-68189

-70361

-72461

Изменения землепользования

-421

-396

-378

-359

-341

-323

Общее поглощение

-51976

-64886

-66643

-68548

-70702

-72784

Выбросы и поглощения ПГ за рассмотренный период при реализации базового сценария представлены в Табл. 1-9. За счет внедрения мероприятий с общим потенциалом снижения выбросов ПГ прямого действия около 100000 Гг ВЕ предусматривается, что на уровне 2015 года объемы выбросов будут меньше на 45889 Гг ВЕ, чем в базовом году.

Табл. 1-9. Суммарные выбросы/поглощение за базовым сценарием развития экономики

Газ

1990

1995

2000

2005

2010

2015

Выбросы ПГ прямого действия

CO2 Гг

711447

425299

530042

569149

598016

634352

CO2 Гг ВЕ

194031

115991

144557

155222

163095

173005

CH4 Гг

10115

7150

8383

7951

7467

6738

N2O, Гг

38,2

15,7

34,7

39,3

40,8

42,3

Вместе, Гг ВЕ

255192

548455.7

683016.7

732361.3

768618.8

814137.3

Вместе % до 1990

100

62,02

76,61

79,97

82,02

84,32

Поглощение CO2 в лесном хозяйстве

CO2 Гг

-51976

-64886

-66643

-68548

-70702

-72784

CO2 Гг ВЕ

-14175

-17696

-18175

-18695

-19282

-19850

Суммарные выбросы CO2

CO2 Гг

659471

360413

463399

500601

527314

561568

Вместе, Гг ВЕ

241017

140572

177328

185387

190028

195322

CO2 % до 1990

100

58,32

73,57

76,92

78,84

81,04

За оптимистичным сценарием развития экономики выбросы ПГ до 2015 года составят около 220 Тг ВЕ, что приблизительно на 10.7% ниже уровня 1990 года, а за пессимистическим - около 180 Тг ВЕ или 73% от уровня 1990 года.

Широкий диапазон изменения показателей, которые характеризуют экономику страны в перспективе и ожидаемые уровни выбросов (например, Табл. 1-10), пов’язаний с высокой степенью неопределенности будущих условий развития и функционирования экономики Украины.

Табл. 1-10. Диапазоны отклонения показателей затраты топливно-энергетических ресурсов и выбросов ПГ на уровне 2015 года

Показатель

Пессимистический сценарий

Оптимистичный сценарий

Диапазон изменения

Среднее отклонение от базового сценария %

Топливо, Пдж

7596,4

9787,2

2190,8

12,8

Выбросы ПГ прямого действия, тыс. Гг ВЕ

195,2

245,4

50,2

11,5

Поглощение в лесном хозяйстве, тыс. Гг ВЕ

-19,9

-23,9

-4,0

9,1

Суммарные выбросы ПГ, тыс. Гг ВЕ

7771.7

10008.7

2237

33.4

на начало страницы

 


1.6. Оценка впечатлительности к изменению климата и адаптационных возможностей

В Украине в условиях нестабильной экономики и заостренной экологической ситуации изменение климата может иметь серьезные последствия. Результаты научных исследований, проведенных в последние годы, свидетельствуют о том, что изменение климата в Украине заметно влияет на сельское и лесное хозяйство, водород и прибрежные ресурсы. Высокая достоверность существенного изменения урожайности сельскохозяйственных культур. В процессе потепления климата на территории Украины, вероятно, будет проходить трансформация типов леса, его видового состава, производительности и стабильности. Что касается впечатлительности прибрежной зоны, то уже в текущее время подъем уровня Черного моря является установленным фактом и составляет 1,5 мм/рек.

В зв’язку с изложенным выше в ближайшее время необходимо:

  • принять мероприятия по оптимизации существующей системы управления водными ресурсами, в первую очередь бассейну Днепра, включая увеличение полезной отдачи водохранилищ, изменение правил регуляции стока, водохранилищами и т. и.;

  • предусмотреть альтернативные пути покрытия пиковых нагрузок в энергосистеме в зв’язку с возможным снижением производства электроэнергии каскадом Днепровских ГЕС;

  • разработать Национальную программу развития сельского хозяйства Украины, которая будет включать пакет политических, экономических и технических мероприятий, комплексное осуществление которых позволит предотвратить негативные последствия изменения климата для сельскохозяйственного производства. Первым шагом в этом направлении может быть ускорение проведения земельной реформы;

  • распространить исследовательские программы, направленные на повышение генетического потенциала отечественных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных;

  • разработать Национальную программу берегозахисних мероприятий, которая будет включать два главных блока: научное обоснование направленности и интенсивности процессов эрозии в береговой зоне Черного и Азовского морей и конкретный рассчитан в до 2050 г. план адаптационных мероприятий, который учитывает наиболее неблагоприятные сценарии повышения уровня моря;

  • способствовать внедрению технологических, административных, финансовых мероприятий для поддержки ведения лесного хозяйства в условиях климата, который изменяется, внедрять мероприятия по удлинению сроков существования древостоев, которые сложились, защите лесов от вредителей и болезней, насаждения стойких пород, которые обеспечивают наибольшую производительность в новых климатических условиях, повышение уровня ответственности лесопользователей за сохранение лесов но др.

на начало страницы

 


1.7. Образовательная и просвитня деятельность

Для решения проблем уменьшения выбросов ПГ и адаптации экосистем к изменению климата, в первую очередь, необходимо изучать, контролировать и прогнозировать эти изменения на будущее. Необходимо проводить глубокие системные исследования и распространять информацию среди населения с целью ознакомления с проблемой глобального изменения климата.

Одним из первых шагов в этом направлении стало выполнение проекта «Дослідження по вопросам изменения климата в Украини» в рамках Программы помощи правительства США странам, которые развиваются, и странам переходного периода , в проведении исследований по изменению климата. На текущий момент проведены исследования, направленные на расширение понимания процессов, которые влияют на смену климата, разработан кадастр выбросов ПГ, проанализированы мероприятия по их снижению и адаптационные стратегии.

Окончательно разработанные стратегии и политику будет оценивать население страны. Для информирования общественности Украины о глобальном парниковом эффекте соответствующие министерства и ведомства направляют свои усилия на разработку и осуществление программ просветительства из проблем изменения климата и его последствий. Необходимо вовлекать широкое внимание общественности в обсуждение национальных стратегий реагирования на смену климата.

на начало страницы

 


1.8. Перспективы

Украина намеревается активно участвовать в межгосударственном сотрудничестве, направленном на выполнение целей Рамочной Конвенции ООН об изменении климата.

Согласно Рамочной Конвенции ООН об изменении климата Стороны зобов’язані разрабатывать национальные программы, которые включают мероприятия по пом’якшення антропогенного влияния на смену климата. Национальная программа действий по реагированию на смену климата в текущее время разрабатывается Агентством из рационального использования энергии и экологии под руководством Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины и будет представлена правительству страны на рассмотрение. Существенным элементом в выполнении данной Национальной программы является просвитня и образовательная деятельность, которая предусматривает учебные курсы, выпуск брошюр, телепрограмм, статей, и т. п.

Предусматривается участие Украины в проектах общего внедрения (Joint Implementation), которые должны быть сравниваемыми с национальными приоритетами и стратегиями в отрасли окружающей среды и развития и должны обеспечивать снижение выбросов парниковых газов.


СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ