Добро пожаловать!


Короткое изложение соглашения относительно изменения климата, достигнутого в Бонне

подготовленный Центром Пью из глобального изменения климата
24 июля 2001 года

Общий обзор

На удивление большинства наблюдателей, в понедельник, 23 июля,  участники международных переговоров по проблеме изменения климата в Бонне достигли соглашения относительно большинства политических вопросов относительно реализации Киотского протокола. Решение 6-и Конференции Сторон РКЗК ООН охватывает четыре основных направления: правила использование торговли выбросами и других рыночных механизмов Киотского протокола; принципы зачисления сокращений выбросов ПГ, достигнутых благодаря использованию поглотителей; предоставление финансовой помощи странам, которые развиваются, в решении проблемы изменения климата; механизмы поощрения и контроля за соблюдением Киотских обязательств.

Хотя это соглашение и решает подавляющую часть существенных проблем, она не предлагает решения многих технических вопросов, которые будут определять осуществимость и эффективность системы торговли выбросами и других Киотских механизмов гибкости. Остальное время, отведенное на конференцию, будет посвящено разработке детальных технических правил. Вероятно, что эта работа будет продолжена на Седьмой Конференции Сторон, которая состоится осенью в Марракеши. 

Все страны, за исключением Соединенных Штатов, которые сообщили о намерениях не ратифицировать Киотский протокол, поздравили соглашение как важное достижение. В своих заключительных заявлениях ряд стран отметили о необходимости оставить двери открытыми для Соединенных Штатов, в разе если они изменят свое отношение к протоколу.

Ключевые элементы

Механизмы

Протокол внедряет три рыночных механизма сокращения выбросов в самый дешевый способ.  Ими является торговля выбросами (покупка и продажа квот на выбросы между странами Дополнению И); общее внедрение (реализация проектов из сокращения выбросов ПГ странами ОЕСР в странах с переходной экономикой в обмен на единицы сокращения выбросов (ОСВ)); но механизм чистого развития, или МЧР (получение единиц сокращения выбросов развитыми странами, которые финансируют реализацию проектов в странах, которые развиваются). Участники конференции приняли такие основные решения:

  • Отсутствие количественных ограничений на применение данных механизмов. Зато, в соглашении отмечено, что внутренние мероприятия стран должны быть “существенной составляющей” усилий, которых будут употреблять страны Дополнению И для выполнения своих обязательств.
  • Внедрение 2%-го  сбора на проекты МЧР для поддержки мероприятий по смягчению последствий изменения климата в странах, которые развиваются. (Соглашением не предусмотренный сбор на торговлю выбросами и общее внедрение.)
  • Соглашение не исключает проекты атомной энергетики в рамках общего внедрения или МЧР, однако “Страны Дополнению И должны воздерживаться от использования” таких проектов.
  • Соглашение позволяет использование поглотителей в рамках МЧР, однако такая деятельность  будет ограничена проектами из лесонасаждения и возобновления  лесов в течение первого периода выполнения обязательств (2008-2012 года). ОСВ за использование поглотителей не должны превышать 1% от выбросов в стране в течение базового года.
  • Упрощенные модальности и процедуры для малых проектов МЧР ( в том числе проектов из энергоэффективности и восстанавливаемой энергетики).
  • Раннее начало использования МЧР путем определения кандидатов к исполнительному комитету МЧР к началу 7-и Конференции Сторон и назначения состава комитета на Конференции.
  • Во избежание риска избыточной продажи квот на выбросы, каждая страна Дополнению И должна удержать от продажи 90% своих разрешенных объемов на выбросы, или объем выбросов, что в пятикратном размере превышает данные последней инвентаризации (в зависимости от того, какая цифра окажется меньше). В первом случае страны, выбросы которых превышают обязательство, и которые будут чистыми покупателями, могут продавать до 10% своих разрешений на выбросы. Во втором случае страны, выбросы которых являются ниже установленных обязательств, могут продавать лишние квоты на рынке, но они не имеют права продавать квоты, которые будут им нужны для компенсации своих будущих выбросов.  
  • Соглашение не касается таких ключевых вопросов, как взаимозаменяемость (одинаковая оценка квот в рамках всех трех механизмов, и односторонний МЧР (разрешение странам, которые развиваются, получать ОСВ за самостоятельную реализацию проектов).

Поглотители

Согласно Киотского протокола, страны могут получать ОСВ за поглощение углерода лесами, почвами и другими, такими называемыми “поглотителями”. Однако, в протоколе неопределенно, какие именно мероприятия по распространению поглотителей будут засчитываться и как будут подсчитываться единицы сокращения. Среди основных решений на этой неделе:

  • Широкие мероприятия, пригодные для получения ОСВ, в т.о. рациональное использование лесов и пахотных земель, рекультивация. 
  • Отсутствие ограничений на ОСВ за использование поглотителей. Зато, компромиссное соглашение предусматривает конкретные ограничения на разные категории мероприятий из увеличения поглощения.
  • В сфере рационального лесопользования, Дополнение Z содержит количественные ограничения для каждой страны Дополнению И. Обмеження для Японии составляет 13 млн. тонн (приблизительно 4% от выбросов в базовом году), Канады – 12 млн. тонн (около 10% от выбросов в базовом году). Ограничения в дополнении Z включают ОСВ, полученные за реализацию проектов общего внедрения в сфере использования поглотителей.
  • Соглашение не предусматривает ограничений на ОСВ за реализацию мероприятий по рациональному использованию пахотных земель, пастбищ и рекультивации, но страны могут получать ОСВ только по увеличению поглощения углерода в сравнении с 1990 годом.

Финансирование

Согласно Рамочной конвенции ООН и Киотского протокола к ней, развитые страны согласились оказывать финансовую помощь странам, которые развиваются, для выполнения ими своих обязательств и адаптации к негативным последствиям изменения климата. Данным соглашением предусмотрено следующее:

  1. Создание трех фондов: двух в рамках Конвенции и одного в рамках Протокола. Взносы до первых двух фондов являются добровольными.  Этими фондами является:
  • Специальный климатический фонд, заданием которого является предоставление помощи для реализации всего спектра климатоохоронних мероприятий.
  • Фонд помощи наименее развитым странам (помощь в реализации национальных программ действий по адаптации).
  • Адаптационный фонд Киотского протокола, который будет пополняться за счет собраний на МЧР, а также добровольных взносов.
  1. Признание “необходимости” создания “дополнительных” финансовых источников в рамках Конвенции, однако, не было определено ни конкретного уровня финансирования, ни новых правовых требований относительно предоставления странами дополнительного финансирования.
  2. Политическое обещание Евросоюза и ряда других развитых стран делать ежегодный взнос на сумму 140 млн. дол. США (сюда входят взносы и в Глобальный экологический фонд). Канада присоединилась к обещанию, однако Япония и Австралия воздержались.
  3. Создание новой группы экспертов по вопросам передачи технологий.

Соблюдение обязательств

Протоколом предусмотрено создание процедур и механизмов контроля за соблюдением странами своих обязательств. Это было одним из наиболее дискуссионных вопросов на конференции. Было решено отложить принятие окончательного решения относительно режима соблюдения обязательств, однако были определены его основные элементы:

  1. Режим  соблюдения обязательств пока еще не будет иметь правового характера. На первой встрече Сторон Киотсего протокола, который состоится после приобретения Киотским протоколом действия, будет принято соглашение, которое будет предусматривать обязательный режим соблюдения обязательств.
  2. Последствиями несоблюдения страной обязательств могут быть:
  • Обязательное сокращение в течение второго периода выполнения обязательств дополнительные 1,3 тонн выбросов за каждую тонну выбросов сверх установленных ограничений.
  • Временное запрещение на продажу квот
  • План действий по соблюдению обязательств.
  • Предоставление странам, которые развиваются, большинства кресел как во вспомогательном, так и принудительному подразделах Комитета по вопросам соблюдения обязательств. При условии отсутствия консенсуса, решения, должны приниматься большинством членов Комитета. 
доставка цветов Красноярск