Добро пожаловать!


Бюллетень Инициативы по вопросам изменения климата
Апрель 2003 (34)

Деятельность США из решения проблемы изменения климата

1. Викиди CO2 в энергетическом секторе могут быть уменьшены на 60 процентов

2. Ціни на бензин колеблются. Будущее этанола?

НОВОСТИ ИЗ ВСЕГО МИРА

3. Найдешевше сокращение выбросов – экономьте энергию!

4. В Германии будут внедрять регуляцию энергетики

5. Новий офис регуляции экспорта зеленой энергии - неотложная потребность для Европы

6. Нове в развитии европейской схемы торговли выбросами

7. Судитися за изменение климата

8. Викиди сокращаются, использование дизтоплива растет

9. Зворотна сторона британской системы торговли выбросами

10. Закон из потребления энергии для Европы

11. Майбутні члены ЕС

на начало


Деятельность США из решения проблемы изменения климата

1. Выбросы CO2 в энергетическом секторе могут быть уменьшены на 60 процентов

ВАШИНГТОН - В новом отчете Всемирной федерации защиты дикой природы WWF утверждается, что энергетика США может до 2020 года сократить выбросы двуокиси углерода на 60 процентов и уменьшить свою зависимость от импортированного топлива, используя существующие энергетические технологии и поддерживая инновационные начинания.

В отчете предложены принципы для новой инициативы этой всемирной экологической организации. Инициатива называется "Powerswitch!" но предлагает энергетическим компаниям принимать на себя конкретные политические и производственные обязательства, которые являются началом перехода к энергетике, свободной от выбросов CO2.

„Американские энергетические компании имеют возможность играть основную роль в решении проблемы глобального потепления, если они будут прибегать к ответственным шагам - считает Катрин Сильверторн, директор программы WWF из изменения климата. -, Чтобы энергетические компании употребили необходимые меры в настоящий момент, когда у нас еще есть время избежать опасной степени изменения климата, WWF побуждает их уже сегодня принимать на себя обязательство относительно чистого энергетического будущего”.

Отчет под названием „Путь к энергетике свободной от углеродных выбросов – переход на чистую энергию” доказывает, что выбросы углекислого газа от энергетического сектору США составляют около 40% совокупных выбросов страны. WWF утверждает, что в предложенном документе начерчены низко затратные пути, за которыми благодаря повышению энергоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии энергетический сектор страны может сократить выбросы CO2. Предложенные мероприятия включают диверсификацию генерации энергии, которая может позволить сократить выбросы CO2 до 2020 года на 59 процентов.

(ENS, 2 апреля)

на начало


2. Цены на бензин колеблются. Будущее этанола?

Калифорния считается лидером, в мероприятиях по сокращению выбросов парниковых газов на траспорти, поскольку в этом году начала переходить на использование горючего с примесями этилового спирта, которые производят из зерновых, с целью сокращения вредных выбросов. В прошлом месяце, после того как стало известно о неполадках в системе производства етанолового бензина, цены, на этот продукт подскочили на 30 центов за галлон, и в настоящий момент ведущие трейдеры побаиваются недостатка его предложения на рынке. „В действительности колебания потребительских цен могут оказаться слишком значительными”, - считает Дейв Павлич, менеджер по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды компании Giant Industries (GI.N).

Кроме колебаний, которые наблюдаются на американском рынке бензина через нестабильность мировых цен, цены, на этанол зависят также от ситуации на сельскохозяйственных рынках. По мнению Павлича: „Мы вносим дополнительный риск, полагаясь на погоду и урожаи зерновых”.

Шестнадцать штатов, кроме Калифорнии, производят етанолову примесь, которая уменьшает загрязнение, на замену широкоупотребляемого тетраметилбутилефиру, который известен как загрязнитель подземных вод.

Законодательные инициативы сельскохозяйственного лобби последних двух лет содержат и требование относительно использования этанола во всех штатах. Законодательно это требование еще не закреплено, но специалисты говорят, что это произойдет за несколько лет. „Обязательность применения этанола разделит нашу отрасль на победителей и побежденных, - убежденный Дэн Рилей, вице-президент из связей с правительством компании Tesoro Petroleum Corp (TSO.N). - Все будет зависеть от того, где расположенная компания но будет ли иметь она возможность использовать этанол”.

Одна из основных проблем, от которой страдает Калифорния, заключается в том, что большинство культур, из которых произведут этанол, выращиваются на Среднем Западе, который увеличивает транспортные расходы и (для многих штатов) вероятность перебоев поставок.

Для выполнения федерального закона потребность в этаноле достигнет 5 миллиардов галлонов на год, в то время как текущие объемы производства не превышают двух. Этого едва хватает для обеспечения спроса на этанол в 17 штатах, в которых его использование обязательно. Предложенный федеральный закон предусматривает завершение перехода на использование этанола через 10 лет. Но даже и без законодательного давления этанол, похоже, станет общепринятой в стране примесью, ведь много штатов уже требуют его использования.

(REUTERS, 26 марта)

на начало


НОВОСТИ ИЗ ВСЕГО МИРА

3. Самое дешевое сокращение выбросов – экономьте энергию!

ЛОНДОН – Десятая вечера на Ливерпуль стрит в центре финансового района Лондону. Рабочий день закончен, в офисах стало пусто, но каждое окно на каждом этаже по-троху светится. Заглянув в окна первого этажа видим, что мигают мониторы компьютеров, что их пользователи оставили включенными. Такая картина характерна почти для всех бизнес-районов Британии, Европы, да и всего мира. Это – мотовство электроэнергии, в результате которого миллиарды тонн парниковых газов выбрасываются ежегодно.

Ежегодно Британия теряет энергии на 12 миллиардов фунтов (18 миллиардов долларов США), что достигает трети ее потребления, – утверждает Action Energy, программа, которая поддерживается правительством. Самый „дешевый, самый чистый и самый безопасный путь (сокращение выбросов) – уменьшение использования электроэнергии”, - идет речь в документе, который определяет стратегию развития энергетики на ближайшие 50 лет. Но активисты утверждают, что в течение последних нескольких лет все попытки сократить потребление электроэнергии были перечеркнуты ситуацией на энергетическом рынке, где благодаря конкуренции цены значительно уменьшились. В сравнении с 1998 годом они упали на 40 процентов.

Но экономия энергии может быть относительно легкой. Action Energy утверждает, что помогла предприятиям сэкономить 800 миллионов фунтов с 1989 года. А это не единственная возможность. Домашние хозяйства используют треть электрической энергии, которая потребляется в Британии, а общее количество выбросов углерода, который приходится на этот сектор, достигает 45 процентов. Средний дом выбрасывает шесть тонн углекислого газа на год, приблизительно, как 34 автобуса. Увеличение населения, его доходов, желания, иметь большие дома и больше бытовой техники увеличивают проблему - считает Energy Savings Trust (EST). Кроме того, не кой-какая частица приходится на коммунальный сектор благодаря несовершенному планированию и регуляции. По данным EST, объем тепловой энергии, которая теряется через плохую изоляцию, был бы достаточным для обеспечения теплом пяти миллионов домов ежегодно

Исследования показывают, что в среднем британские дома потребляют в 10 раз больше энергии, чем дома, которые в настоящий момент сооружаются где угодно в Европе. Специалисты уверены, что британская энергетическая система неэффективна от начала до конца и нуждается в радикальных изменениях. Например, большинство пользователей энергии расположено на юге и востоке страны, в то время как большинство энергогенерирующих компаний находятся на севере, около таких традиционных энергетических источников, как уголь. Сокращение потерь энергии является выигрышным для страны: сокращаются расходы, повышается энергетическая безопасность, а сокращение выбросов становится реальным.

(REUTERS, 25 марта)

на начало


4. В Германии будут внедрять регуляцию энергетики

Франкфурт – до июля 2004 года в Германии начнется регуляция энергетического рынка. По словам правительственных чиновников, такое решение было достигнуто министрами для ограничения субсидий на использование энергии из возобновляемых источников, которые выплачиваются энергоемким предприятиям.

Это решение было принято в результате переговоров между Министерствами экономики и экологии относительно реформирования закона о возобновляемых источниках энергии. Данный закон, который поощряет использование зеленой энергии, в последнее время испытал критику от энергоемких предприятий за слишком высокие цены на энергию. Оба Министерства договорились о создании регулирующего органа для электроэнергетического и газового секторов, но непонятно, будет ли этот орган созданный в рамках офиса Федерального картелю, будет ли он независимым. Регулирующий орган будет иметь право проверять и регулировать цены на доступ к сети перед тем, как они будут внедряться эксплуатационными организациями.

В настоящий момент компании - распространители электроэнергии - имеют добровольное соглашение относительно правил установления цен за использование своей сети, но фирмы, которые желают пользоваться частями этой сети, часто жалуются на то, что тарифы являются слишком сложными и высокими. Офис Федерального картелю сообщил, что готовый взять на себя функции регуляции.

Все другие страны (члены Европейского Союза) имеют такие регулирующие органы, которые присматривают за соблюдением правил конкуренции в газовом и энергетическом секторах. Немецкое правительство решило усилить компетенцию офиса картелю, предоставив ему полномочия регуляции цен на доступ к сети. Ранее компании имели право оскаржувати решение офиса в суде и месяцами отсрочивать выполнение его решений.

По информации правительства, также было принято решение позволить энергоемким отраслям - таким как производство алюминия и меди, некоторым химическим предприятиям - платить низшую цену за электроэнергию, чем другим потребителям.

Энергоемкие отрасли обвиняли правительство в том, что через зеленую политику правительства им придется платить слишком много за электроэнергию, а это снижает их конкурентноздатнисть на мировом рынке.

За законами относительно возобновляемых источников энергии немецкие потребители платят за электроэнергию из возобновляемых источников цену, немного выше рыночной средней. В этом году общий взнос в развитие альтернативной отрасли будет составлять около двух миллиардов евро.

(REUTERS, 26 марта)

на начало


5. Новый офис регуляции экспорта зеленой энергии - неотложная потребность для Европы

Европе необходим новый совет для содействия экспорту энергии из возобновляемых источников - говорит группа промышленников. Частица ежегодного использования возобновляемых источников энергии до 2009 года в мире будет составлять 27%, между 2010 и 2020 она увеличится до 34%. Но если Европа не будет внедрять соответствующие мероприятия уже в настоящий момент, она может потерять свои лидерские позиции в таких технологиях, как ветроэнергетика, и потерять миллиардный рынок.

В последнем отчете Европейский совет из возобновляемой энергии побуждает Европейскую Комиссию создать новый Совет из экспорта возобновляемой энергии, чтобы обеспечить соответствие работы предприятий сектору на прогнозируемом уровне - 17 миллиардов евро до 2010 года.

Европейские успехи в разработке технологий и увеличении производственных мощностей уменьшили расходы на зеленую энергию, ветровая энергия сегодня стоит одну пятую от того, сколько стоила 20 лет тому назад. Амбициозные планы удвоить использование зеленой энергии до 2010 года вместе с планами развития европейского рынка также убыстряют становление отрасли, которая может обеспечить около 350 тысяч новых рабочих мест до конца десятилетия.

Но Роланда Креттаж из Европейской совету из возобновляемой энергии считает, что, невзирая на успехи дома, европейские компании, деятельность которых связана с возобновляемой энергетикой, нуждаются в большей поддержке на международном рынке. Из-за того, что отрасль состоит преимущественно из малых и средних предприятий, существование общеевропейской программы является важным для подчинения заокеанских рынков.

В США существует специальный центр возобновляемой энергии для поощрения перехода на использование технологий возобновляемой энергетики. Похожий орган в Европе, который будет сотрудничать из экспортно кредитными агентствами будет существенным рычагом в содействии партнерства между компаниями и международными клиентами. Для распространения европейских возобновляемых технологий на международном уровне необходимы такие мероприятия, как торговые представительства, учебные поездки, выставки и ярмарки.

(Edie, 28 марта)

на начало


6. Новое в развитии европейской схемы торговли выбросами

Европейский Союз выдал предыдущее руководство для стран (членов ЕС) относительно процедуры выдачи разрешений фирмам, которые будут принимать участие в европейской схеме торговли выбросами, что начнется до 2005 года.

Первый раунд выдачи разрешений считается решающим для успеха работы схемы. Количество разрешений, выданных правительством, и схема их распределения, будут влиять на рыночную стоимость выбросов и, возможно, на конкурентоспособность компаний, которые принимают участие в схеме.

За новой директивой компании получат достаточную свободу в распоряжении разрешениями. Однако Европейская Комиссия должна будет полномочия отклонять или требовать коррекции национальных планов распределения. Офис, который отвечает за конкуренцию, также будет следить за тем, чтобы компании получали справедливую государственную помощь.

Комиссия должна опубликовать официальное руководство относительно распределения разрешений до декабря. Наблюдатели говорят, что это будет требовать дополнительной помощи, ведь в соответствии с директивой национальные планы распределения разрешений должны быть готовыми к началу 2004 года.

В рабочем документе, который был распространен среди рабочей группы из внедрения директивы, Комиссией определенный план выдачи разрешений, который состоит из шести этапов. Сначала правительство должно создать „предыдущие пределы” общего количества разрешений, которое будет выдаваться. Они, скорее всего, будут складываться на основе истории выбросов, прогнозов, по сценарий „бизнес как обычно” и „наименее затратное сокращение”. Следующие этапы предусматривают окончательное утверждение количества разрешений, которые будут выдаваться. В документе также отмечается, что будет необходимым принятия определенных политических решений. Нужно определить, как распределять разрешения между секторами и между предприятиями в рамках одного сектору. Также учитываются особенности участия в схеме на поздних этапах.

(ENDS Environment Daily, 3 апреля)

на начало


7. Судиться за изменение климата

Дебаты относительно изменения климата приобретают новое развитие – обсуждается юридическая ответственность. Большое количество пострадавших от таких проявлений изменения климата, как паводки, засухи, лесные пожары, значит, что потенциально люди, организации, даже страны могут требовать компенсации за вред, которой они испытали.

„Это не дело, которое можно подать в суд и выиграть сегодня, но это вопрос, над которым мы должны работать в научном плане”, - сказал научный работник Оксфордского Университета Майлс Аллен в программе Discovery всемирной службы BBC.

„В большинстве случаев ответчиками являются те, против кого сложно подать позыв, – такие, например, как солнце. То есть необходимо тщательным образом доводить, как человеческая деятельность повлияла на риск глобальных изменений”, - считает эксперт Межправительственной группы экспертов по вопросам изменения климата (МГЕЗК - IPCC). - Но поскольку это делается, мы, как научные работники, можем передать дело в руки юристов, и уже они оценят, достаточен ли этот риск для обжалования в суде и получения соответствующей компенсации”.

В 2001 году в третьем отчете IPCC было отмечено, что достоверным является то, что в более, чем в двух случаях из трех – человеческая деятельность влечет глобальное потепление. Некоторые экологические юристы считают, что это станет значительным шагом до делания возможным исков против ответственных за изменение климата.

„Гражданские суды за обычай требуют доказательства в 51% уверенности, которая является интересным с точки зрения научных доказательств и юридических уровней доказательства”, - считает Питер Родерик, юрист, который работает с международной организацией Друзья Земли.

Многие, тем не менее, остается со своим скептическим мнением о том, что и как можно будет довести. Джулиан Моррис, специалист из экологической политики в International Policy Network, ставит такие вопросы: „Кто является ответственным? Мы сталкиваемся с проблемой определения той меры, к которой человечество повлекло изменение климата”. Доктор Моррис также считает, что будет трудно оценить, кто заслуживает вознаграждение в результате таких дел.

на начало


8. Выбросы сокращаются, использование дизтоплива растет

Новый отчет Общества автопроизводителей и трейдеров демонстрирует, что выбросы CO2 от новых автомобилей сокращались в течение шести лет кряду. Выбросы CO2 от новых автомобилей снизили в среднем на 1.9%, из 177,6 г/км в 2001 г. до 174,2 г/км в 2002 году.

Десять автомобилей, которые эксплуатировались в Великобритании в 2002 году с наименьшими показателями выбросов CO2. Цифры предоставлены в граммах CO2 на километр

Honda Insight - бензиновоелектричний - 80
Renault Clio дизель - 110
Citroen C3 - дизель - 110
Peugeot 206 - 113
Smart - бензин - 113
Toyota Yaris - дизель 113
Ford Fiesta - дизель - 114
Toyota Prius – бензиновоелектричний - 114
Ford Fusion - дизель - 116
Audi A2 - дизель - 116

Примечание: электромобили имеют нулевые выбросы CO2 но они еще не вышли на широкий рынок.

(Autowired, 4 апреля)

на начало


9. Обратная сторона британской системы торговли выбросами

По информации экологической службы новостей (ENDS), пятилетняя пилотная система торговли выбросами (UKETS), основанная правительством Большой Британии, не намного отличается от торговли горячим воздухом. “То, что мы обнаружили, ставит вопрос о законности всей системы UKETS”, - сказал Кейт Еллотт из ENDS.

Из 34 компаний, которые подписались за реализацию системы, шесть основных компаний, включая Dupont и Ineos Fluor, получат вместе 150 миллионов фунтов из 215 миллионов фунтов, сэкономленных для предоставления вознаграждения за успешное сокращение выбросов ПГ. Но на что пойдут деньги? Согласно расчетов Еллотта, оказывается, что перед компаниями поставлены цели относительно снижения выбросов, привязанные к базовым уровням выбросов, которые уже предусматривают значительное сокращение, в то же время некоторые цели согласовываются с регулятивными правилами, которые нуждаются от компаний в сокращении выбросов в любом случае.

Это значит, что налогоплательщик платит компаниям за то, что они должны выполнять за законом, - говорит Еллотт. Это также значит, что некоторые компании сегодня имеют большое разрешение на выбросы, которые будут накапливаться в течение следующих трех лет и дать им возможность торговать миллионами тонн выбросов, чего можно бы было предотвратить путем установления более суровых ограничений, - заявляет Еллотт.

Например, компания Ineos Fluor сократила выбросы гидрофторвуглецю Hfc-23 с 45 до 31-28 тонн на год в период 2000-2002 гг. Однако, - как утверждает Еллотт - Министерство по делам окружающей среды, питания и сельского хозяйства, установило базовый уровень выбросов Hfc-23, что составляет 149 тонн, исходя из уровней 1998 и 1999 лет, до того, как компания установила мусоросжигательную печь в 1999 году, что сократило выбросы на 95%.

Это значит, что Ineos Fluor накопит избыток выбросов на сумму 3,6 миллионов тонн в эквиваленте двуокиси углерода, которая она сможет потом продать на рынке. Аналогичный сценарий предусмотрен для Dupont и других компаний, что приведет к созданию будущего рынка, который наполнится горячим воздухом, - доводит Еллотт.

ENDS написала письмо к Министру Маргарет Бекетт, которая ответила, что по системе не предусматривается платить за сокращения выбросов, которые уже установлены регулятивными правилами. Как говорит Еллотт, ENDS продолжает переписываться с правительством, но до сих пор не получила удовлетворительный ответ на свою обеспокоенность.

(Edie,10 апреля)

на начало


10. Закон из потребления энергии для Европы

БРЮССЕЛЬ – Управление потреблением энергии становится одной из стратегий для Европы на пути к выполнению заданий Киотского протокола относительно сокращения выбросов парниковых газов. Европейская Комиссия до лета предложит новый закон из управления потреблением энергии.

Ожидается, что основные предложения Энергетического директорату будут касаться пользователей энергии. Среди прочего – первая общеевропейская возможность поощрить развитие рынка энергетических услуг, на котором будут продаваться скорее услуги, которые касаются использования энергии, чем собственно энергия.

В прошлом инициатива развития такого рынка натыкалась на препятствия от отсутствия интереса со стороны потребителей к недостаточному поощрению энергокомпаний, поскольку цены начали падать в результате либерализации.

Новый закон, директива, скорее будет поддерживать рыночный подход, который будет положительно принят энергетической отраслью. Директива будет устанавливать индикативные цели для стран членов ЕС для получения одного процента экономии электроэнергии на год. Каждая страна потом будет решать, каким образом распределить это обязательство между секторами экономики.

Комиссия предусматривает привлечение всех секторов распространения от электроэнергии и газа к теплу и транспортному горючему. После введения директивы в действие, за исследованием европейской климатической программы, ожидается ежегодное сокращение выбросов углекислого газа на уровне 40-45 миллионов тонн.

Государственный сектор будет иметь более суровые обязательства благодаря внедрению обязательных закупок энергии из зеленых источников. Финансовые инструменты будут введены для содействия покупке и продаже энергетических услуг и для поддержки в создании энергетических сервисных компаний.

(ENS, 9 апреля)

на начало


11. Будущие члены ЕС

В мае 2004 года восемь стран Центральной и Восточной Европы (ЦСЕ) могут присоединиться к ЕС. Участие этих стран в европейской схеме торговли выбросами – спекулятивная тема, поскольку от решения относительно участия этих стран и распределения разрешений на выбросы среди них будет зависеть ликвидность и цена на рынке.

В теории, страны ЦСЕ имеют все условия для полного участия в торговле. Они не связаны общим европейским обязательством, имеют лишь собственные Киотски цели. За исключением Словении, этих целей будет легко достичь до 2012 года. Одно из последних исследований утверждает, что совокупный избыток разрешений на выбросы для этих стран относительно выполнения Киотских обязательств составляет 228-244 миллионов тонн CO2 эквиваленту ежегодно. К тому же, высокая вуглецеемнисть стран - будущих членов ЕС - обеспечивает возможность низко затратных мероприятий по сокращению выбросов, которые позволят этим странам лишь продавать свои разрешения, невзирая на обязательство.

Однако недостаточность ресурсов как в государственном, так и в частном секторах может привести к тому, что для некоторых стран будет нужен переходный период даже при том, что в их интересах включиться в схему торговли как можно быстрее. Словакия, Чешская Республика и Польша, уже осуществили ряд важных мероприятий по созданию системы, а Словения готовит нормативную базу для участия в европейской схеме.

Большинство стран ЦСЕ лишь начинают определять принципы распределения разрешений на выбросы. Словакия стала лидером в этом, пытаясь обнаружить потенциальные экономические преимущества „мягкого распределения”.

Европейская схема торговли выбросами может иметь негативное влияние на ликвидность рынка проектов общего внедрения (СВ). Большая часть больших проектов, которые поддерживаются покупателями углеродных кредитов, осуществляется на предприятиях, которые регулируются в рамках схемы торговли. Большинство значительных мероприятий по сокращению выбросов ПГ, которые будут внедряться после 2004 года, будут подпадать под действие схемы, таким образом уменьшая объем возможных проектов СВ в странах ЦСЕ.

Ниже приведенная таблица привлекательности стран (будущих членов ЕС) относительно внедрения проектов СВ. Оценка привлекательности осуществлена в отчете “Где внедрять проекты СВ?” компании Point Carbon и Vertis Environmental Finance в ноябре 2002 года.

Место

Страна

Выбросы ПГ в

1990* (млн. тонн CO2екв.)

Выбросы ПГ в

2000 (млн. тонн CO2екв.)

1

Польша

564,4

386,2

2

Словакия

72,9

49,1

3

Чешская республика

192,0

147,7

4

Венгрия

101,6

84,3

5

Эстония

43,5

19,7

6

Латвия

31,0

11,2

7

Литва

51,5

23,9

8

Словения

19,2

NA

*базовий год показан вместо 1990 для Венгрии (1985-87) и Польши (1988). NA: нет данных (Источник: РКЗК ООН).

(Pointcarbon, 14 марта)

Подушки и одеяла по сниженной цене в магазине Ля Мэзон http://lymezon.ru/magazin/product/postelnoe-belyo-saylid--semeynoe-satin-b117-4.php