Добро пожаловать!


Бюллетень Инициативы по вопросам изменения климата

Январь 2003 (31)

Содержание

Инициатива по вопросам изменения климата

Будущие события

Национальная конференция по вопросам изменения климата

27-28 февраля 2003 года в Киеве будет проведена Национальная конференция по вопросам изменения климата. Конференция будет организована совместно представителями правительства, общественности и Инициативы, по вопросам изменения климата. С вопросами относительно участия в конференции обращаться к Александру Ивановича Хоменко: akhomenko@climate.org.ua;
тел: +38(044)-2537663/5177
.

Деятельность США из решения проблемы изменения климата

1. Слово поддержки торговли выбросами ПГ перед Комитетом Сената

2. Буш предлагает более легкие условия для малых лесных хозяйств

Новости из всего мира

3. Англичане планируют предварительно

4. Китай и Канада: климатическое сотрудничество

5. Расширение ЕС и торговля выбросами

6. Где искать самых выгодных проектов общего внедрения?

7. Европейская торговля выбросами – когда?

8. Новый фонд для сокращения выбросов парниковых газов в Канаде

9. Россия пока не будет ратифицировать Киотский протокол

10. Япония предлагает торговать квотами

 


Деятельность США из решения проблемы изменения климата

1. Слово поддержки торговли выбросами ПГ перед Комитетом Сената

Эллин Клауссен, Президент Центра, Пью, 8 января 2002 года выразила свое мнение относительно проекта Закона об американских инвестициях в сокращение выбросов парниковых газов от 2003 года перед Комитетом Сената по вопросам торговли. Законопроект, предложенный сенаторами Либерманом и Макклейном, предусматривает сокращение выбросов ПГ и торговлю на национальном уровне.

Среди других аргументов Эллин Клауссен привела такие:

“Другие страны продвигаются вперед в вопросах решения проблемы изменения климата, в Америке отдельные штаты и компании берут на себя лидерство, чтобы заполнить пустоту, которая сформировалась в результате бездеятельности на федеральном уровне. В связи с этим я считаю, что проект Закона об американских инвестициях в сокращение выбросов ПГ от 2003 года является важным этапом в усилиях, направленных на то, чтобы Соединенные Штаты сделали свой взнос в дело решения проблемы глобального изменения климата. Принятие данного закона позволило бы установить основные направления национальной деятельности, которая позволит Соединенным Штатам достичь значительного долгосрочного сокращения выбросов ПГ.

Законопроект имеет несколько пунктов, которые являются критическими для успеха национальной стратегии по вопросам изменения климата. Во-первых, он устанавливает амбициозные экологические цели путем введения обязательных ограничений на выбросы парниковых газов. Признавая необходимость сокращения выбросов во всех секторах экономики, законопроект устанавливает верхний предел для каждого из них, создавая условия для повышения энергоэффективности, использования альтернативных видов топлива и разработки новых технологий, с целью сокращения выбросов парниковых газов.

Во-вторых, за законопроектом предусматривается использования гибких механизмов, которые необходимы для сокращения выбросов как можно более эффективным из экономической точки зрения путем. В законе предусматривается создание четкой национальной системы, которая позволит торговлю выбросами во всех секторах экономики, всеми газами, с другими странами, а также обосновывается зачисление накоплений углерода, полученных путем поглощения.

В-третьих, в законопроекте предлагается поэтапный подход с учетом экономических реалий. Наша работа продемонстрировала, что есть много экономически эффективных возможностей сократить выбросы ПГ в коротких и, возможно, в средние сроки. Поэтапный подход, который предусматривается законопроектом, позволит предпринять достаточно простые шаги для использования имеющихся ресурсов, предоставляя время для накопления капитала и осуществления инвестиций в технологии, необходимые для достижения большего сокращения в течение длительного периода.

И наконец, законопроектом преследуется цель справедливого отношения ко всем заинтересованным сторонам. Он будет определять реальность сокращений выбросов и верифицировать их; кроме того, за законом потребителям, рабочим и обществам, которые подвергаются влиянию новой политики из изменения климата, будет предоставляться помощь”.

(Pew Center, 8 января)

на начало


2. Буш предлагает более легкие условия для малых лесных хозяйств

ВАШИНГТОН – Администрация Буша опубликовала план ускорения продажи древесины, полученной из небольших лесов. Этот план будет применяться к вырубам, которые предупреждают распространение насекомых, которые могут повлечь уничтожение лесов, или к тем, которые не имеют негативного влияния на окружающую среду.

Служба лесов США предложила сокращение количества регулятивных правил для небольших лесных проектов на площади размером до 250 акров, если на их выполнение будет нужно не больше, чем полмили временных дорог. Требования к продаже древесины будут облегченными, чтобы только позволить исключения деревьев, которые угрожают обществу или способствуют повреждению вредителями других насаждений.

“Предложенные послабления касаются того, каким образом будут обосновываться наши решения относительно экологически безопасных видов деятельности, - заявил главный лесник Дейл Босот. - Благодаря предложенным правилам, Служба лесов надеется уменьшить бюрократизм и сохранить время, энергию и средства, при подготовке небольших проектов, которые поддерживаются местной общественностью”. Менее жесткие правила не могут быть применены к лесам, где проживают виды, которые исчезают, а также к диким, заболоченным территориям, зарегистрированному бездорожью или естественным историческим достопримечательностям.

В ноябре Служба лесов опубликовала план предоставления больших полномочий руководителям лесных хозяйств относительно контроля за деятельностью в сфере отдыха и коммерции в лесах США. По словам оппонентов, это является уклонением от соблюдения экологических правил, направленных на защиту дикой природы. Ряд других лесных инициатив относительно предотвращения лесных пожаров, которые облегчают процедуру выруба небольших деревьев, были введены в прошлом году. Против многих этих инициатив выступают зеленые активисты, которые доказывают, что такие мероприятия способствуют коммерческому вырубу леса.

Однако в прошлом месяце экологические группы добились значительного успеха: федеральный апелляционный суд возобновил запрещение, введенное Клинтоном, на строительство дорог на площади около 60 миллионов акров леса, которая была упразднена в прошлом году по требованию компании Boise Cascade Corp и некоторых других групп. Программа Клинтона предусматривает предотвращение строительства дорог и исключения нефтепродуктов и строительного леса на площади в 58,5 миллионов акров (23,67 миллионов гектаров) федеральной лесной площади, если только это не нужно из экологических причин или для уменьшения риска лесных пожаров.

(Христофор Доринг, REUTERS, 6 января)

на начало


НОВОСТИ ИЗ ВСЕГО МИРА

3. Англичане планируют предварительно

ЛОНДОН – Министр торговли и промышленности Англии Патриция Хевитт сказала, что в правительственном документе о реструктуризации энергетического сектору, который должен быть опубликован в новом году, будут изложенные планы на следующие полвека.

Госпожа Хевитт рассказала, что в Белой книге, в которой выкладываются законодательные планы правительства, направленные на четыре основных долгосрочных цели, будут рассматриваться вопросы недостаточного энергоснабжения, экологические вопросы, – такие, как глобальное изменение климата, а также повышение “экономической конкурентоспособности”, которая обеспечит возможность британским энергетическим компаниям конкурировать во всем мире. Кроме того, целью книги является освещение путей обеспечения каждому человеку доступа к системам отопления и освещения, что в сущности связано с проблемой, с которой сталкиваются старые, темные и сырые дома, - сказала госпожа Хевитт. По ее словам, в настоящем документе также будет рассматриваться роль атомной энергетики.

Атомная энергетика недавно привлекла к себе политическое внимание, когда приватизированная атомная компания British Energy Plc (BGY.L) обратилась к правительству за ссудой для того, чтобы избежать банкротств. Подготовлен правительством план реструктуризации жестко оспаривают антиатомные группы.

“План действительно рассчитан на 50 лет вперед, но особенное внимание уделено первым 20 годам, потому что этот период имеет большое значение для развития энергетики” - сказала госпожа Хевитт.

Для подготовки Белой книги еще в мае правительство начал длительный консультационный процесс относительно энергетической стратегии. На основе Белой Книги позже можно подготовить законопроект и подать его на рассмотрение парламента. В правительственном отчете, опубликованном в феврале, шла речь, что Британия до 2020 года должна увеличить снабжение энергии, выработанной с использованием возобновляемых источников энергии, до 20% от общего объема, но при этом должна оставаться возможность инвестировать в атомную энергетику. Министр энергетики Брайан Уилсон впоследствии сообщил о поддержке выводов Инновационного фонда, мозгового центра, созданного премьер-министром Тони Блейером. Этот фонд предложил правительству установить общие внутренние обязательства относительно повышения энергоэффективности на 20% до 2010 года и еще на 20% в течение следующего десятилетия.

Существующий план правительства заключается в том, чтобы до 2010 года производство энергии из таких источников, как ветровая и солнечная энергия, достигло 10% от общего объема энергоснабжения в Британии. Госпожа Хевитт сказала, что природоохранный аспект документу выходит за пределы Киотского протокола, в нем будут рассматриваться вопросы, “которыми должны быть наши обязательства относительно смягчения антропогенного влияния на смену климата и каким образом мы разрабатываем энергетическую политику и создаем рынок, которые действительно не только будут предотвращать изменение климата, но также будут решать другие природоохранные задания”.

(REUTERS, 19 декабря)

на начало


4. Китай и Канада: климатическое сотрудничество

Лу Фуйан, вице-министр Министерства зарубежной торговли и экономического сотрудничества Китая, и Министр международного сотрудничества Канады Сьюзан Велан, во время своего визита в Пекин подписали меморандумы из выполнения четырех проектов и лист намерений о сотрудничестве в сфере изменения климата.

Целью этих проектов является адаптация небольших ферм к глобальному рынку, реформа исполнительной системы Китая, развитие путей и улучшение образования, в западном Китае. Китай и Канада начали сотрудничество по вопросам развития в 1982 году. Они заключили договоры на выполнение 91 проекта на сумму 600 миллионов канадских долларов (410 миллионов долларов США). Проекты охватывают такие сферы, как сельское и лесное хозяйства, энергетику, транспорт, образование, сети связи, охрану окружающей среды, развитие трудовых ресурсов и преодоление бедности. 58 проектов уже выполнены.

Китай и Канада обсуждают поправки к Рамочному соглашению развития, подписанному в 1994 году. По словам правительственных чиновников Китая, ожидается, что эта работа будет завершена в этом году. В центре внимания китайско-канадского сотрудничества стоят вопросы, связанные с устойчивым развитием, экологической целостью и социальными аспектами - сказали они.

(Сo2ecom, 9 января)

на начало


5. Расширение ЕС и торговля выбросами

Лидеры ЕС достигли соглашения с десятью странами-претендентами, за которым они должны до 1 мая 2004 года присоединиться к ЕС. В связи с этим возникает следующий вопрос: в какой мере присоединение восточных стран будет влиять на цены на углерод и рыночную систему в рамках ожидаемой Пан-европейской схемы торговли?

Благодаря падению Железного занавеса и проведению экономических реформ выбросы ПГ в восьми странах-претендентах на членство ЕС в Центральной и Восточной Европе до 2000 года уменьшились приблизительно на 335 миллионов тонн в СО2-еквиваленти в сравнении с уровнем базового года согласно Киотского протокола.

Следовательно, в зависимости от базового года, выбранного на период 2005-2007 годы, страны Центральной и Восточной Европы смогут стать значительными продавцами квот на выбросы ПГ на рынках всего ЕС. Ввиду того, что эти страны должны принять директиву о торговле выбросами, как это требуется согласно экологических норм, они могут просить предоставления переходных периодов. Однако, учитывая потенциальные прибыли от продажи квот на выбросы ПГ, делать это, возможно, не в их интересах. По рыночной цене 5 евро/т СО2-екв объем избытка квот составлял бы активы на сумму 1675 миллионов евро. С другой стороны, ЕС может ввести ограничение на продажу избыточных квот или использовать переходные периоды для того, чтобы иметь возможность выборочного присоединения к ЕС стран, которые наиболее подготовлены для торговли выбросами.

Как утверждалось в первом выпуске Europe weekly (от 9 декабря 2002 года), постепенное расширение рынка ожидается от 1 миллиарда евро в 2005 году до 8 миллиардов евро в 2007 году. Размер рынка будет зависеть, между прочим, от количества стран Центральной и Восточной Европы, которые присоединятся к ЕС, количества тех, которые не присоединятся, цен на углерод и от ликвидности рынка.

(Атл Кристер Кристиансен, Pointcarbon, 20 декабря)

на начало


6. Где искать самых выгодных проектов общего внедрения?

В исследовании компаний Point Carbon и Vertis Environmental Finance относительно стран, в которых возможное осуществление проектов общего внедрения (СВ) Румыния признана первой. Настроена институционная инфраструктура, наличие разветвленной базы данных разнообразных проектов, а также четкая поддержка со стороны правительства является достаточной компенсацией за риски, которые характеризуют инвестиционный климат страны.

В этой работе страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы розмищалися за шкалой соответственно их привлекательности для инвесторов проектов СВ. Общая оценка складывалась с помощью четырех показателей:

1) Наличие проектов: Насколько большим является потенциальный рынок проектов СВ? Каким является качество проектов в таких направлениях, как возобновляемые источники энергии и энергоэффективность, учитывая национальные особенности страны и уровень выбросов углерода относительно экономического развития?

2) Политические и институционные условия: Существуют ли регулятивные рамки для утверждения проектов СВ? Какое общее отношение к проектам СВ на правительственном уровне? Была ли в последнее время поддержка со стороны правительства в интересах проектов типа СВ, блокировались ли такие проекты ?

3) Инвестиционный климат: Является ли общий инвестиционный климат страны стабильным и привлекательным для инвесторов? Насколько софистикованими является рынками капитала и услуг? Высоким ли является уровень прямых иностранных инвестиций в страну?

4) Опыт выполнения проектов: Удавалось ли стране привлечь инвесторов для проектов СВ и ДВС (дияльность, что внедряется совместно)? Сколько проектов было внедрено? Какие существуют тенденции в интересах инвесторов относительно разработки новых проектов?

Кроме Румынии, высокую оценку получила также Польша, в которой есть много привлекательных проектов как в направлении возобновляемых источников энергии, так и энергоэффективности, а также хороший инвестиционный климат. Политические колебания относительно поддержки проектов СВ в стране даже при условии существования настроенного институционного подхода пока еще ограничивали участие Польши в исполнении проектов.

Словакия также занимает одно из ведущих мест, невзирая на относительно малый опыт внедрения проектов. Венгрия и Чешская республика имеют достаточно низкую оценку преимущественно из-за отсутствия стабильной поддержки правительства. В Чехии, к тому же, эта поддержка не является стабильной из-за того, что больше внимания уделяется торговле выбросами, которая не будет реальной еще несколько лет.

Россия и Украина занимают места в низшей половине списка. Невзирая на чрезвычайный потенциал проектов и политическую заинтересованность относительно превращения избыточных квот на деньги, инвесторам следует подождать, пока после ратификации протокола в России будут созданы соответствующие организационные структуры. Существующие организации, которые отвечают за утверждение проектов СВ, или не поддерживают это направление, или противореччат друг друга, что значительно повышает риски для инвесторов.

Страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва) являются многообещающими странами для выполнения проектов СВ, но объем рынка СВ здесь очень малый, а вот Хорватия и Словения отстают как по показателям потенциала проектов, так и за степенью готовности к выполнению этих проектов.

(Pointcarbon, 9 января)

на начало


7. Европейская торговля выбросами – когда?

Докладчик Европейского парламента по вопросам торговли выбросами Йорге Морейра да Силва обеспокоенный часовыми рамками Директивы ЕС. „Парламент заинтересован в быстрых мероприятиях. Однако меня очень беспокоит такое расписание, поскольку очень много времени проходит от того, когда Совет принимает политическое решение, до того, когда провозглашается общая позиция”, - сказал он.

Есть шанс, что окончательная общая позиция Совета относительно торговли выбросами не будет готова до лета, следовательно, парламенту останется заслушать Директиву во втором чтении лишь осенью. Если Директива не будет принята скоро, а понадобится длинный процесс согласования, ее принятия, может произойти лишь в 2004 году. Торговля выбросами должна начаться в 2005.

Пол Бондар из венгерского офиса Vertis Environmental Finance считает, что за исключением Словакии страны центральной Европы, которых пригласили к ЕС, сделали немного , чтобы подготовиться для торговли выбросами. „Существуют две основных зоны неопределенности. Первая – метод распределения. Базовый год, для этих стран является предметом непокоення. А во-вторых – или захотят эти страны взять на себя часть груза – обязательств ЕС на период выполнения Киотского протокола. Для этих стран торговля выбросами является вопросом, связанным из ЕС. Они не принимали участие в разработке директивы и не имеют никакого влияния. Также в этих странах существует проблема возможности. Венгрия, например, ничего не сделала для подготовки к торговле, но, я думаю, это начнется во второй половине 2003 года”.

(Pointcarbon)

на начало


8. Новый фонд для сокращения выбросов парниковых газов в Канаде

МОНРЕАЛЬ – Новый участник мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов, Фонд энергоэффективности, заявил на пресс-конференции о взносе почти двух миллионов долларов для выполнения инновационных энергоэффективных программ, которые будут способствовать достижению целей Киотского протокола. Годовой план действий Фонда включает также программы помощи малообеспеченным семенем и должен обеспечить экономию энергоресурсов, которая будет составлять в целом свыше трех миллионов кубических метров природного газа.

Фонд энергоэффективности предлагает финансовую и техническую помощь в строительстве энергоэффективных жилых домов, которое позволит достичь 25 % экономии энергии. Эта программа рассчитана на муниципалитеты, местные предприятия и частный сектор, которые занимаются строительством жилых домов.

Финансирование, предложенное Фондом энергоэффективности, будет предоставляться в рамках “Энергетического контракта” на основе “общих сбережений”. Участники будут получать возмещение в размере одной трети от суммы, полученной от ожидаемой экономии энергоресурсов, в течение пятилетнего периода.

Фонд энергоэффективности будет выдавать до 500 долларов США владельцам домов для одной семьи, которые осуществили в своих домах энергоаудит “Energuide for Houses” и будут покупать высокоэффективные, с точки зрения энергосбережения, окна (испытанные согласно стандарта CSA A440). Для новых покупателей домов будет предоставляться аналогичное поощрение, если новый купленный дом есть “Новоклиматичним” домом (на 25% более энергоэффективным). Такие владельцы домов должны быть клиентами Gaz Metropolitain.

Коммерческие дома, которые отапливаются радиаторами горячей воды или пары, владельцы которых устанавливают тепловидбивни панели “Novitherm” (TM), предназначены для сокращения потерь тепла, будут получать 10 центов за кубический метр сэкономленного газа, но не больше 20 000 долларов США. Условием участия в программе, предложенной Gaz Metropolitain, есть превышение ежегодного объема потребления природного газа на площадь отопления 50 000 м3.

Фонд энергоэффективности, кроме того, финансирует некоторые уникальные энергетические решения – такие, как пилотный проект из установления зеленых кровль и стен “Vivre en Ville” на территории городов.

(Co2e.com, 6 января)

на начало


9. Россия пока не будет ратифицировать Киотский протокол

Москва – Россия, участие которой в Киотскому протоколе после отказа США решает, еще не готовая к ратификации из экономических причин. Эксперты говорят, что это может навредить самому соглашению, а последующее откладывание ратификации может принести Москве потерю миллиардов долларов.

Русский премьер-министр Михаил Касьянов заявил на саммите в Йоганнесбурзи, что Россия ратифицирует протокол „в ближайшее время”. Но Россия, которая могла бы получить чрезвычайные доходы от участия в этом соглашении, не поставила никаких сроков с подготовки до ратификации ни перед правительством, ни перед парламентом.

„Время ратификации теперь зависит от того, насколько быстро будут разработаны экономические сценарии. Когда мы придем к согласию относительно возможных путей развития, мы также согласимся и относительно социальных и экономических последствий, а тогда уже и путь к ратификации”, - сказал Яковенко, председатель государственной экологической службы России.

Эксперты и экологи утверждают, что хотя с одной стороны давление на Россию относительно ратификации может обернуться противоположным результатом, из другого – последующее откладывание ратификации может угрожать соглашению в целом. „Если Россия не ратифицирует протокол на протяжении первой половины в этом году, скептического отношения к этой проблеме увеличится. Это не хорошо для уверенности в развитии рынка торговли квот”, - сказал Фрэнк Джошуа из брокерской компании Natsource. „Есть определенная неопределенность, но она существует именно потому, что Россия еще не ратифицировала. Мы живем в неуверенном мире, и правительства тоже работают в мире, преисполненном неопределенности”.

Россия является последней ключевой страной, которая подписала, но не ратифицировала Киотский протокол после того, как Канада присоединилась к соглашению. Притом, что канадские политики имели очень суровую оппозицию из числа региональных и энергетических групп, в России не существует организованной оппозиции по этому вопросу. Большинство русских производителей в результате ратификации могут ожидать иностранные инвестиции и партнеров, а не на потери.

„Никто не выступает против протокола. Это просто русская бюрократия и апатия государственных служащих”, - считает Наталья Олифренко, председатель климатического проекта Гринписа в Москве. „Мы не только теряем случай возглавить этот процесс, но и деньги, которые можно было бы использовать.... на модернизацию промышленности”. По данным Гринписа Россия могла бы ежегодно получать 2 миллиарда долларов США от продажи квот, это приблизительно четверть от поступлений в государственный бюджет страны на 2003 год.

„Говорить, что Россия теряет деньги или что Россия зарабатывает деньги, на данный момент – просто фантазия, поскольку на сегодня ничего не существует, - сказал Яковенко - почему протокол может потерять свою силу? Это нормальное течение процесса”.

(Клара Ферейра-маркес, Reuters, 15 января)

на начало


10. Япония предлагает торговать квотами

Токио – правительственные Чиновники утверждают, что Япония может провести переговоры с Россией относительно сокращения выбросов углерода и торговли выбросами. Россия будет второй страной, с которой Япония ведет разговоры по этому вопросу.

Делегация из 16 представителей Министерства экономики, торговли и промышленности , посетила Москву и провела переговоры с русскими коллегами относительно возможного сотрудничества.

В прошлом году правительство Японии начало общение с правительством Казахстана по этому вопросу, по мере того, как все большее количество стран, которые развиваются, начали осознавать не только то, что могут увеличить объемы финансовой помощи за выполнение экологически чистых проектов, но и то, что могут получить прибыль от участия в углеродном рынке в более далекой перспективе.

Министерство экологии Японии сообщило, что начнет официально развивать рынок торговли углеродом в 2005 году и в течение двух следующих лет будет изучать пути реализации рынка, поощрять активное участие на экспериментальном уровне. Как Стороне Киотского протокола Японии необходимо до 2012 года сократить выбросы углекислого газа на 6 процентов в сравнении с уровнем выбросов 1990 года.

Япония надеется привлечь компании, которые стремятся сократить выбросы парниковых газов как на промышленном производстве, так и в офисах. После того, как уровни выбросов ПГ компаний будут верифицированы третьей стороной, компании, которым удалось достичь существенных сокращений выбросов, смогут продать свой избыток квот другим компаниям, которым не удалось выполнить свои обязательства.

Министерство ожидает, что около 30 компаний будут принимать участие в проекте. Весной начнется активная кампания относительно привлечения участников. Между тем Японский банк международного сотрудничества, который раньше был частью Экспортно-импортного банка Японии, дал понять, что также собирается учредить фонд в 33 миллиона долларов США, который будет назначаться на содействие торговле выбросами углерода.

Будучи ограниченной в собственных природных ресурсах, Япония является одним из наибольших импортеров нефти и других энергоносителей. Кроме того, она стала одной из наиболее энергоэффективных стран мира, и большое количество производителей в Японии считает, что экологически чистая продукция может принести большой успех бизнеса.

(Шихоко Гото, UPI, 16 января)