Добро пожаловать!


Бюллетень Инициативы по вопросам изменения климата

Июнь 2002 (24)

Содержание

Инициатива по вопросам изменения климата

Будущие события

10-11 июля 2002 года - Международная конференция “Инвестиции и изменение климата: возможности для Украины”

Министерство экологии и природных ресурсов Украины и Инициатива по вопросам изменения климата совету приветствовать всех участников и надеются на плодотворную работу конференции. Главной целью конференции является привлечение инвестиций к мероприятиям по смягчению антропогенного влияния на смену климата в Украине.

Деятельность США из решения проблемы изменения климата

  1. Предупреждение: изменение климата – большой риск, который недооценивается
  2. Экономисты утверждают, что стоимость мероприятий по смягчению антропогенного влияния на смену климата почти равняется нулю
  3. Водородное топливо дома
  4. Большие корпорации полагаются на возобновляемую энергию

Новости из всего мира

  1. Исследование Point Carbon: перспективы ратификации Киотского протокола
  2. Европейская энергетика имеет плохие экологические показатели
  3. По программе Carboncredits.nl избраны 32 проекта сокращения выбросов ПГ
  4. Фермеры Новой Зеландии критикуют политику правительства из углеродных квот
  5. Сертификаты зеленой энергии будут продаваться в Швеции
  6. Отныне ветроэнергетика является прибыльной
  7. Экологические успехи автопроизводителей
  8. Общее сжигание угля и соломы – путь Великобритании к снижению выбросов ПГ
  9. Бразилия воскрешает моторы на спирту
  10. Тает ледовая сень Эвереста, - свидетельствует ООН
  11. Mitsubishi Heavy будет использовать CO2
  12. На Британском рынке углерода выросли цены

Деятельность США из решения проблемы изменения климата

1. Предупреждение: изменение климата – большой риск, который недооценивается

Становится все более очевидным, что несоответственно реагирование на риск, который несет с собой глобальное изменение климата, может обернуться многомиллиардными потерями для предприятий США и инвесторов, а это может быть расценено как неподобающее выполнение порученных обязанностей директорами корпорации и управляющими инвестициями, - идет речь в отчете, который был опубликован в апреле месяцы.

Отчет, “Достоинство под риском: изменение климата и будущее управление” был подготовлен группой CERES, коалицией инвесторов и экологических групп, что сотрудничает с 70 компаниями по вопросам корпоративной экологической ответственности. Инвесторы – члены коалиции - имеют активы около 300 миллиардов долларов США. Этот отчет впервые указывает на связь между изменением климата, выполнением порученных обязанностей и стоимостью акций. Роберт Масси, исполнительный директор CERES, сказал: “Риск имеет две стороны: с одной стороны, экономически финансовый, зависимый от вреда, нанесенного собственно изменением климата, а из второго это нестабильность цен на выбросы парниковых газов, связанная с регуляцией рынка и потенциальными судебными процессами по этому поводу. Это один из рисков, что не отображается в балансе компаний и о котором не докладывается акционерам”.

Масси также объяснил, что “инициативные действия относительно изменения климата могут активизировать предпринимательскую деятельность, результатом чего будет уменьшение расходов и повышение стоимости акций, что в свою очередь приведет к совокупному экономическому росту”.

В отчете рекомендуется директорам корпораций требовать от исполнительного звена компаний оценивать нынешние и будущие риски, докладывать акционерам об уровнях выбросов и их влиянии на климат, сравнивать успехи компаний с другими, внедрять стратегии сокращения выбросов парниковых газов и выплачивать вознаграждение руководителям в соответствии с успешным выполнением этой стратегии.

В отчете также предлагается организациям, которые руководят инвестициями, проводить анализ риска для климата при оценке портфельных инвестиций, учитывать климатические аспекты при рассмотрении инвестиционных стратегий, увеличить объемы инвестиций в проекты из энергоэффективности и чистой энергии и тому подобное

“Один из наших основных выводов заключается в том, что климатический риск не ограничивается каким-то одним сектором, – сказал Масси. - Как свидетельствует этот отчет, в настоящий момент трудно найти такую отрасль экономики, на которую бы так или иначе не повлияло изменение климата. Вопрос больше не ставится, содержит ли определенный портфель риск для климата, а скорее – насколько большим является этот риск”.

Масси выразил надежду, что этот отчет заставит руководителей корпораций, организации, которые руководят инвестициями, правительства стран положить край игнорированию потенциально гиблых финансовых последствий изменения климата, а зато прибегнуть к четким и конкретным мероприятиям, которые обеспечат отсутствие риска для длительного благосостояния экономики и планеты в целом.

(The Carbontrader, 18 апреля)

на начало


2. Экономисты утверждают, что стоимость мероприятий по смягчению антропогенного влияния на смену климата почти равняется нулю

Известный экономист, используя те же данные, что и советники Президента Буша, которые прогнозируют упадок промышленности в случае прекращения выбросов, утверждает, что борьба с глобальным потеплением сегодня не будет иметь почти никакого влияния на будущую экономику планеты. По его мнению, ожидаемое через 100 лет пятикратное повышение уровня жизни человечества отдалится лишь на два года, если политики перейдут к решительным действиям прямо сейчас.

Кристиан Азар, шведский экономист в отрасли энергетики, проводил исследование вместе с американским ученым-климатологом Стефеном Шнайдером. Они верят, что эта работа убедит общественность в том, что употребление мероприятий сегодня обернется лишь незначительными трудностями.

В своей работе Азар полагался на те же цифры, что и советники Буша, но рассматривал расходы в контексте общего развития. Советники Буша считают, что стабилизация выбросов углекислого газа на уровне, вдвое больше доиндустриальний периода будет стоить от 1 до 8 триллионов долларов США. Хотя это и кажется Шнайдеру великоватой цифрой, по его словам, те же экономисты предусматривают 2% годовой рост экономики, которая практически полностью покроет эти расходы в долгосрочном измерении.

Шнайдер сказал: “Мы вряд ли заметим, если станем в десять раз богаче в 2102 году, а не в 2100”. Он также прибавил: “Болтовня относительно порабощения бедных и банкротства экономики абсолютно ошибочна, даже если использовать традиционные экономические модели”.

(Ananova, 12 июня )

на начало


3. Водородное топливо дома

Детройт – Ваш дом может стать заправочной станцией будущего. Через десять лет традиционные заправки будут конкурировать с заправками природным газом, электроэнергией или просто водой, дома, - сказали в корпорации General Motors. “Ваш дом может быть источником энергии для вашего автомобиля на топливных элементах”.

Откуда брать водород? Этот вопрос расценивается Джимом Клишем, соавтором экологического справочника для легковых и грузовых автомобилей, как очень ценное. Один из возможных ответов на этот “инфраструктурный вопрос” можно найти в собственное топливном элементе.

По технологии топливные элементы на борту автомобиля могут стать електролизером, с помощью которого можно выделять водород из воды или природного газа, - сказал Ларри Бернс, вице-президент General Motors. Такая технология используется на подводных лодках, которые образуют кислород для поддержания жизнедеятельности команды из морской воды, при чем остатки водорода возвращаются в океан. “Ночью, когда электроэнергия более дешева, вы просто подключаете ваше авто к электророзетке и водяной трубе и, пропуская через електролизер, получаете водород для вашего утреннего путешествия - рассказал Бернс, - или когда вы возвращаетесь домой и в вашем автомобиле еще остался водород, вы сможете его использовать в качестве резервный источник электроэнергии дома”.

Компания Daimlerchrysler AG серьезно относится к возможности выпуска чистых автомобилей. Миниавтобус на натриевых топливных элементах, тестовая модель, которая испытается с марта месяца, имеет водород в виде борогидриду натрия, химического родственника бытового мыла. В отличие от ископаемых видов топлива борогидрид натрия не содержит углерод. По словам представителя компании, обычного размера, бак содержит количество раствора борогидриду натрия достаточную на 500 километров пробега. Бура, важный элемент борогидриду натрия, легко доступный в Северной Америке, но компания Chrysler еще не нашла оптимальный и дешевый путь перевозки больших объемов буры с шахт до заправочных станций.

Понятно, 180 тысяч американских заправок не исчезнут. Бесспорно, автомобилям на топливных элементах нужно будет заправляться, путешествуя на большие расстояния. Дженерал Моторс работает с такими нефтяными компаниями, как Chevrontexaco Corp. но Exxon Mobil Corp., над исследованием последующего использования топливных элементов. Был разработан преобразователь бензина, который трансформирует бензин в автомобиле на водород, который будет приводить в действие топливные элементы.

Таких преобразователей можно будет устанавливать на обычных заправках и заправлять водород в баки машин. “Они не будут просто сидеть в стороне и смотреть, как забирают их дело, – сказал Бернс о нефтекомпаниях. - Следовательно, мы надеемся, что сможем создать систему взаимодополнения между электроэнергией, природным газом и бензином , как видов топлива для транспортных средств”.

(Майкл Еллис, REUTERS, 30 мая)

на начало


4. Большие корпорации полагаются на возобновляемую энергию

ВАШИНГТОН - IBM Corp., General Motors Corp да еще две компании заявили, что покупают энергию, полученную из ветра и газа из смиттезвалищ в рамках мероприятия поддержки чистых источников энергии.

Эти компании являются членами коалиции, возглавляемой Всемирным Институтом Ресурсов (World Resources Institute), - мозговым центром, который пытается убедить корпоративную Америку использовать больше энергии из возобновляемых источников. Эта коалиция пытается помочь компаниям получить 1000 мегаватт возобновляемой электроэнергии до 2010 года. Пока еще группа компаний из 12 штатов производит 15 мегаватт чистой энергии. Одного мегаватту хватает на питание приблизительно 1000 домов.

Компания IBM сообщила, что ее заводы в Миннесоте и Техасе ежегодно покупают больше 5,4 миллионов квт*г энергии, полученной на ветростанциях. Использования возобновляемых источников энергии и мероприятий по энергоэффективности помогли компании за последние десять лет сократить собственные выбросы парниковых газов на 28 процентов.

Корпорация General Motors сообщила, что использует метан из смиттезвалищ для сжигания в котлах завода в Индиане, где собираются грузовики. Этот автостроитель планирует покупать 8 миллионов квт*г или больше электроэнергии, полученной из смиттезвалищ в Мичигани, для завода из производства автозапчастей.

Компания Johnson & Johnson, производитель продуктов гигиены, установила солнечные фотоэлектрические батареи на крышах трех своих зданий.

Четвертая компания, Kinkoъs, сеть офисных копировальных служб, заявила, что покупает чистую энергию для 80 своих американских магазинов. Это означает ежегодно приблизительно 4,2 миллионов квт*г, которые поставляются ветростанциями, геотермальными источниками энергии и малой гидроэнергетикой.

“Провозглашенные проекты являются результатом чрезвычайных двухгодичных усилий предоставить пример большому бизнесу и создать конкурентноспроможну зеленую энергию", – сказал Джонатан Лаш, президент Всемирного Института Ресурсов.

(REUTERS, 12 июня )

на начало


Новости из всего мира

5. Исследование Point Carbon: перспективы ратификации Киотского протокола

Компания Point Carbon выпустила отчет, который предлагает оценку разных ценовых режимов для торговли выбросами в рамках Киотского протокола. В отчете соединены результаты экспертной оценки и количественного моделирования разных вариантов структуры будущего рынка и его поведения.

Результаты экспертного опроса свидетельствуют, что достоверность введения в действие протокола в 2003 году снизили до 69 процентов. Однако, стандартное отклонение на основе индивидуальных оценок в ходе опроса является достоверным и составляет около 17 процентов, что отображает превалирование неопределенности в ратификации протокола такими странами, как Россия, Канада и Австралия. Кроме того экспертам предложили оценить достоверность ратификации разными странами и группами стран. Было установлено, что наивысшей является вероятность ратификации ЕС(25)+ОЕСР+Росією+Японією (58 процентов), а сценарий ратификации, которая включает Канаду и Австралию, является наименее вероятным (13 процентов).

На основе достоверности реализации каждого сценария Point Carbon использовала модель Monte Carlo для прогнозирования цен на углерод в 2010 году и его чистой приведенной стоимости при торговле выбросами за протоколом. Результаты моделирования показали значительно низшие цены по сравнению с предыдущими исследованиями, что отображает включение в рассмотрение результатов сценариев с меньшим спросом на квоты (то есть без Австралии та/або Канады) и меньшую достоверность введения протокола в действие.

Оценки возможных цен базируются на предположении, что основные продавцы квот будут кооперироваться для ограничения появления на рынке избыточных квот, чтобы получить максимально большую общую прибыль. Однако не нужно считать доказанным, что Россия или другие страны с большим избытком квот будут в состоянии выступать манипуляторами цен. Через политические сложности, связанные с поиском потенциальных покупателей больших избытков квот, возможно, что Россия согласится с ценой в пределах, определенных затратами таких механизмов, как CER (сертифицированные сокращения выбросов) и ERU (единицы сокращения выбросов). Это дает возможность рассматривать другие сценарии и ценовые режимы относительно торговли выбросами за Киотским протоколом. Например, в следующем анализе Point Carbon будет изучать, как ожидание второго отчетного периода может повлиять на цены первого отчетного периода.

(Pointcarbon.com, 7 июня)

на начало


6. Европейская энергетика имеет плохие экологические показатели

Европейское энергетическое агентство (ЕЕА) 30 мая выдало свой первый отчет, который рассматривает энергетику и окружающую среду. “Выводы отчета доказывают, что, невзирая на некоторые отдельные успехи, учет состояния окружающей среды в стратегиях развития энергетики еще совсем недостаточное”, - сказал Доминго Жименез-белтран, исполнительный директор ЕЕА.

Выбросы парниковых газов стран ЕС уменьшились на 3.5% между 1990 и 2000 гг., но без принятия дополнительных мер они, достоверно, снова вырастут к уровню 1990 года уже в 2010 году. Это связано с ростом спроса на ископаемое топливо в транспортном секторе. Таким образом, выполнение Европой своих обязательств за Киотским протоколом, сокращение выбросов ПГ на 8% от уровня 1990 года в период между 2008-2012 гг., может быть нереальным. Более того, ожидается последующее увеличение объемов использования топлива после 2010 года. Это значительно усложнит достижение запланированных уровней сокращения выбросов в случае, если уже в настоящий момент не изменить долгосрочную стратегию производства и использования энергии.

Единственной отраслью, которой удалось разорвать зависимость экономического роста от объемов употребленной энергии, является производство товаров. Энергопотребление отрасли в 1999 году осталось почти таким, как в 1990 г.

Основные результаты исследования таковы:

  • Энергопотребление увеличилось в среднем на 1,1% на год с 1990 до 1999 г., преимущественно через увеличение транспортных средств, а также за счет роста коммунального сектору и сектору предоставления услуг. Рост, ожидается, будет длиться в до 2010 г., хотя и будет приобретать меньшие темпы, поскольку автомобильная промышленность прибегнула к кардинальным мероприятиям по повышению эффективности транспортных средств.
  • Субсидии и в дальнейшем влекут искривление энергорынка в интересах ископаемых видов топлива даже при том, что их негативное влияние на окружающую среду не нуждается в доказательствах.
  • При том, что необходимы новаторские решения для развития менее загрязняющих технологий, затраты, на научные и практические исследования в отрасли энергетики сократились почти на 30% между 1990 и 1998 годами.
  • Частица электроэнергии, полученная из теплоэлектроцентралей, увеличилась с 9% в 1994 году до 11% в 1998, но необходимы большие показатели, чтобы достичь 18%, которые ЕС запланировал до 2010 года. Предыдущие данные свидетельствуют, что производство электроэнергии на ТЭЦ сократилось между 1998 и 2001 гг.
  • Выработка энергии из возобновляемых источников росла между 1990 и 1999 гг. на 2,8% ежегодно, но процент возобновляемой энергии от общего объема потребления вырос лишь немного – с 5% до 5,9%, поскольку общий объем потребления также увеличился. Прогнозы будущих объемов энергопотребления свидетельствуют, что получение энергии из возобновляемых источников должно увеличиться по крайней мере вдвое, до 7%, если страны ЕС собираются выполнить поставленную цель в 12% до 2010 года. Опыт некоторых стран-членов ЕС свидетельствует, что определенные мероприятия смогут действительно ускорить этот темп.
  • Темп роста объемов электроэнергии, полученной из возобновляемых источников (2,8% росту ежегодно между 1990 и 1999 гг.), также должен удвоиться для достижения частицы в 22,1% до 2010 года.
  • Совокупные выбросы парниковых газов в странах ЕС сократились на 3,5% между 1990 и 2000 годами, но выбросы, связанные с энергетическим сектором, сократились гораздо меньше. Это значит, что последующее существенное снижение уровня выбросов ПГ в ближайшее время является маловероятным.
  • Сокращение выбросов ПГ за последнее десятилетие было достигнуто благодаря мероприятиям в производственном секторе и энергоснабжении, в частности в электроэнергетике. Эти сокращения почти полностью были перекрыты увеличением выбросов в транспортном секторе.
  • Мероприятия по уменьшению загрязнения воздуха в результате использования энергии являются успешными, некоторые страны - члены ЕС - приближаются к поставленной цели из сокращения выбросов двуокиси серы, окисей азота и неметановых летучих органических соединений, до 2010 года.
  • Электроэнергетический сектор значительно сократил свои выбросы окисляющих веществ и парниковых газов преимущественно в результате перехода из использования угля и лигнита на природный газ и благодаря специальным мероприятиям по выбросам окисляющих веществ. Повышение эффективности и увеличение частицы производства атомными электростанциями и возобновляемыми источниками энергии также мало свой позитивный взнос, хотя и не очень большой.

(EEA, 30 мая)

на начало


7. По программе Carboncredits.nl избраны 32 проекта сокращения выбросов ПГ

В ходе выполнения программы Carboncredits правительство Нидерландов рассмотрело заявки 107 компаний, которые проявили заинтересованность, и предложил 32 компаниям подать проектные предложения.

В ближайшие четыре месяца заявители проектов должны подготовить проектную документацию (ПД), которая будет включать изучение базового уровня. Независимая организация утвердит ПД и базовые уровни. В соответствии из керивництвами относительно механизма чистого развития и общего внедрения, которые были согласованы в Марракеши, проектная документация будет опубликована, чтобы предоставить возможность ознакомиться с ней всем заинтересованным. За требованием страны, в котором будет внедряться проект, возможное проведение оценки влияния проекта на окружающую среду. После этого правительство страны, в которой планируется выполнение проекта, должно будет утвердить передачу сокращений выбросов Нидерландам.

Результаты отборочного этапа:

    2001

    Получено

    Избрано

    Cerupt

    80 заявок
    90 млн. тонн CO2-екв.
    Проекты в 27 странах

    26 заявок
    32 млн. тонн CO2-екв
    страны: Ель Сальвадор (1), Коста Река (4), Панама (3), Ямайка(1), Перу (1), Боливия(1), Бразилия(2), Индия (6), Индонезия(2), Китай (2), Нигерия (1), Кения (1), Уганда (1)
    Средняя цена 4,7 Euro

    Erupt

    27 заявок
    31 млн. тонн CO2-екв
    Проекты в 8 странах

    6 заявок
    5 млн. тонн CO2-екв
    страны: Эстония (1), Словакия (1), Венгрия (1), Румыния (2), Новая Зеландия (1)
    Средняя цена 4,8 Euro

(Carboncredits, июня 5)

на начало


8. Фермеры Новой Зеландии критикуют политику правительства из углеродных квот

Некоторые фермеры считают, что это нечестно со стороны правительства присваивать сотни миллионов долларов, какие лесоводы и фермеры ожидали заработать от продажи углеродных квот в рамках Киотского протокола. Им также не по нраву манера проведения консультаций правительства по этим вопросам.

Ассоциация Farm Forestry средних районов и Дуглас Макинтош из лесного хозяйства Вангануи считают очевидным, что правительство должно намерение национализировать все квоты первого периода выполнения обязательств за Протоколом. “Правительство все же игнорирует факт, что существованием углеродных квот благодарит фермерам-лесоводам, инвесторам в лесное хозяйство и мелким лесным компаниям”, - сказал он.

В Новой Зеландии подавляющее большинство лесов, посаженых с 1990 года, являются заслугой маленьких фермеров, лесных хозяйств и инвестиционных трастов, а не больших корпораций, которые скорее возобновляли существующие леса, за что не получают квоту, поскольку такие леса удерживают углерод, депонируемый до 1990 года.

В 1999 году аналитик из Министерства сельского и лесного хозяйства (МСЛГ) Кевин Стол говорил фермерам-лесоводам, что они могут получить неожиданные поступления, если Новая Зеландия будет в состоянии продать квоты на 130 миллионов тонн углерода по цене между $10 и $30 за тонну. Но после того господин Ходгсон уточнил, что страна сможет иметь чистую прибыль из избытка в 55 миллионов тонн углекислого газа.

Экономические механизмы станут реальностью лишь после приобретения протоколом действия, но при такой возможности правительство планировало использовать их для уплаты землевладельцам, которые были готовы по условиям прав собственности на землю защищать восстанавливаемые естественные и заповедные леса, которые не будут рубануться.

Макинтош сказал, что именно малые хозяйства обеспечили наличие квот. “Но никакого признания за это от правительства в пакете документов из ратификации Киотского протокола нет”. Еще большей несправедливостью, по словам Макинтоша, является другое. “Не существует прямого налога на выбросы метана в скотоводстве, но отрасль должна добровольно платить взносы для финансирования исследований из выбросов метана, который выделяется в процессе пищеварения жвачных животных. Мы насаждаем и выращиваем деревья. Тот метан, что выбрасывает наш скот, полностью компенсируется накоплением углерода нашими лесами”, - уверенный Макинтош.

(Co2e.com, 27 мая)

на начало


9. Сертификаты зеленой энергии будут продаваться в Швеции

СТОКГОЛЬМ – Министр энергетики Швеции сказал, что будет требовать, чтобы, начиная с 2003 года, все поставщики энергии продавали вместе с электроэнергией зеленые сертификаты, что должен помочь переходу на использование возобновляемых источников энергии.

Он прибавил, что рынок торговли такими сертификатами, наверно, станет пан-скандинавским. “Эта система будет принуждать производителей инвестировать в возобновляемую энергию”, - заверил министр промышленности и энергетики Берн Розенгран. “Это будет отдельным рынком, и, я думаю, другие страны захотят присоединиться к нему”, - прибавил он, объясняя, что видит в Норвегии и Дании возможных кандидатов. Обе страны в последнее время решили внедрить национальные системы торговли выбросами.

Зеленые сертификаты бесплатно выдаются производителям энергии из возобновляемых источников (ветра, солнца, биоэнергии), которые могут продать их на рынке. Сертификаты позволяют покупателю выбрасывать углекислый газ и таким способом содействовать развитию возобновляемой энергетики, а также кое-что наказать производителей традиционной энергии.

Розенгрен назвал эту инициативу следствием издания белой книги энергетики, целью которой является увеличение производства энергии из возобновляемых источников на 10 терават*г до 2010 года и до 15 терават*г до 2012 года, если внедренная система окажется успешной. “Мы надеемся, что через 8 лет на рынок будет поставляться 10 терават*г энергии из возобновляемых источников, что составляет 7-8 % общего производства на год" – сказал он.

Розенрген считает, что рынок приведет к уменьшению цен на квоты на выбросы ПГ и обеспечит приемлемые цены для создания новых мощностей возобновляемой энергии. “Но ясно, что платить за это придется потребителям", - говорит министр. За его оценками средний владелец дома будет платить за электроэнергию на 150 шведских крон ($15.08) на год больше.

За оценками квоты будут стоить 0.06-0.20 крон за мегават*г электроэнергии в течение первых двух годов после 2003 г., пока не стабилизируются на уровне, более малому при 0.20 кроне. Это значит, что предложенная схема будет привлекать инвестиции в соответствии с планом развития – 10 терават*г до 2010. Энергоемкие отрасли промышленности будут освобождены от обязательного участия в схеме зеленых сертификатов.

(Planetark, 28 мая)

на начало


10. Отныне ветроэнергетика является прибыльной

КОПЕНГАГЕН – Независимый экономический совет Дании сообщил, что после десятилетия потерь установления витроагрегатив является прибыльным благодаря новой технологии.

В течение последнего десятилетия Дания была пионером в витроенергетичний индустрии при поддержке провитрякового социально демократического правительству. На сегодня в стране расположены наибольшие производители витроагрегатив в мире: Vestas, NEG Micon и частная компания Bonus Energy.

Политика Дании относительно ветровой энергетики изменилась после прихода право-центристского правительству в результате выборов в ноябре прошлого года. С 2004 года будут упразднены гарантированы минимальные цены на ветровую энергию, которые значительно выше средних рыночных цен. В отчете совета докладывается, что за последние десять лет Дания вложила около трех миллионов крон (373 млн. долларов США) в эту отрасль. Высокие цены на энергию из ветра лишь только частично компенсировались экологическими преимуществами и сопутствующими видами деятельности.

Новое правительство считает, что зеленая энергетика определяет конкурентоспособность датских компаний. Приводится факт, что Дания уже опережает график внедрения установленной витроенергетичной мощности, который является частью плана сокращения выбросов парниковых газов за Киотским протоколом. Планируется, что до 2003 года зеленая энергия будет составлять 27 процентов потребляемой электроэнергии, в то время как поставлена цель – 20 процентов. Дания планирует построить две новых водных ветростанции в 2002 и 2003 гг. общей мощностью в 300 мегаватт. Предыдущие планы построения трех дополнительных площадок мощностью в 150 мегаватт были упразднены. “Даже если витроагрегати приносили потери прошлого десятилетия, благодаря новой технологии теперь можно получать прибыли”, - значится в отчете экономического совета.

Значительно повышенная мощность каждого агрегата предоставила больше возможностей ветроэнергетике конкурировать с энергией из угля и нефти. Агрегаты превратились из киловаттных на машины мегаваттов, и скоро будет построено четырех – установку пятимегаватта. “Наилучшие агрегаты, что установлены на земле, наверно, тоже являются рентабельными, но возможность достройки ограничена, поскольку все места с наилучшей розой ветрел уже занятые”, - говорят экономисты.

(Planetark, 29 мая)

на начало


11. Экологические успехи автопроизводителей

ТОКИО – Жесткие ограничения выбросов и непокоення о зависимости от ископаемого топлива подталкивают автоиндустрию во всем мире к разработке чистых транспортных средств.

Ниже приведено резюме таких мероприятий.

БЕНЗИН – автопроизводители работают над совершенствованием традиционного двигателя внутреннего сгорания, используя такие технологии, как подача инжектора горючего, которое способствует лучшему сгоранию и более экономному автоматическому переключению передач.

ДИЗЕЛЬ – Дизельные двигатели популярны в Европе, ведь выбрасывают на 20 – 30% меньше углекислого газа. Но они влекут большие выбросы закиси азота и твердых веществ, хотя совершенствование катализаторов и фильтры помогают уменьшить эти выбросы.

ГИБРИДНЫЕ АВТОМОБИЛИ – Автомобили с бензиновыми двигателями и моторами на электробатареях имеют в полтора раза или даже вдвое лучшую эффективность использования горючего в сравнении с двигателями внутреннего сгорания, которое сокращает выбросы СО2. В отличие от полных электромобилей их не нужно заряжать от электросети.

АВТОМОБИЛИ НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ – Топливные элементы по технологии “выбрасывают” лишь воду и тепло, получая энергию из водорода. Проблемой остается сохранение и перевозка водорода.

TOYOTA MOTOR CORP – Еще в 1997 году корпорация, признанная многими как екологозберигаюча, представила на рынке первый гибридный автомобиль Приус седан. В 2003 году планируется выпустить на рынок автомобили на топливных элементах, а также с усовершенствованным дизельным двигателем. Кроме того, компания занимается производством автозапчастей из биопластику.

GENERAL MOTORS CORP – Наибольший мировой производитель автомобилей ожидает к середине десятилетия выпустить на рынок топливные элементы. Первое применение технологии будет не в автомобильной отрасли, где они ожидаются ближе до 2010 года. Начиная с выпуска вантаживки-пикапу в 2004 году, компания планирует предложить на рынке бензиново-электрические двигатели для легковых машин, грузовиков и автобусов.

DAIMLERCHRYSLER AG – Компания сосредоточивается на технологии топливных элементов. В 1994 году выпустила первую модель нового электроавтомобиля (New Electric Car -NECAR). В 2000 г. мир увидела небольшая партия машин на топливных элементах – автобусы городского типа мерседес-бенц. Ожидается представление первых легковых авто на топливных элементах в 2004 г. В 1998 г. был выпущен двуместный автомобиль Smart, который отразился резким сокращение выбросов углекислого газа. Также разработанный вариант Smart с гибридной електро-бензиновой технологией.

HONDA MOTOR CO – Единственный производитель, кроме компании Toyota, которая массово продает гибридные авто, с конца 1999 года уже продала около 13 000 машин. В следующем году компания, которая занимает второе место на японском рынке, планирует представить топливные элементы на автомобиле. Хотя для этого будет использованный модуль компании Ballard Power Systems Inc, разработка собственной версии также скоро будет завершена.

VOLKSWAGEN AG – Пионер дизельной технологии представил первый дизельный двигатель 1978 года, а в конце 80-х появился новый прямой турбоинжектор дизпального. В 1999 году компания представила первую так называемую 3-литровую модель Lupo, что на 100 километров тратила 3 литра горючего. В апреле 2002 года была представлена первая в мире модель, которая тратит один литр горючего на 100 км.

FORD MOTOR CO – В следующем году корпорация собирается выпустить гибридный вариант модели Escape - sports utility vehicle (SUV) и в 2000 году пообещала увеличить экономию топлива на SUV на 25 процентов до 2005 года. В работе с топливными элементами, американская корпорация работает вместе с канадским разработчиком Ballard.

(Planetark, 30 мая)

на начало


12. Общее сжигание угля и соломы – путь Великобритании к снижению выбросов ПГ

ЛОНДОН – Британские производители энергии рассматривают возможность сжигания древесины и соломы вместе с углем на электростанциях для сокращения выбросов парниковых газов и получения зеленых сертификатов, - сказал представитель компании Innogy.

“Мы рассматриваем возможность сжигания древесины. Это будет смесь топлива – менее 10% древесины и остальных – уголь”, - говорят в компании Innogy. Компания ожидает получения разрешений на осуществление проектов на разных станциях, основной испытательной площадкой будет Тилбери на юго-востоке Англии. Другая энергетическая компания Powergen также задумывается над общим сжиганием угля с древесиной и соломой, а кроме того планирует выращивать иву для своих станций. “В настоящий момент - только начало. Пока еще мы рассуждаем над общим сжиганием”.

Такие планы отвечают правилам, которые внедрены правительством в апреле месяцы и предусматривают получение по крайней мере 3% энергии из зеленых источников, эта норма увеличится до 10% в 2010 г. Поставщики могут довести выполнение этих условий путем предъявления “сертификатов выполнения возобновляемых обязанностей” (renewable obligation certificates – Rocs), полученных в результате или собственного зеленого производства энергии, или приобретения у поставщиков возобновляемой энергии.

Путем общего сжигания угля и продуктов древесины генерирующие компании будут иметь право выдавать такие сертификаты на объем электроэнергии, полученной из древесины и соломы. Правительство будет позволять выдавать сертификаты на такую технологию сжигания топлива до 2006 года. Компании-производители, как Innogy и Powergen, имеют розничную торговлю, следовательно, им будут нужны зеленые сертификаты для обеспечения снабжения энергии собственным потребителям, также сертификаты можно будет продать на открытом рынке. Недостаток зеленой энергии в Англии значит, что цена за одну мегаватт час, подкрепленный зеленым сертификатом, будет около 40 фунтов (58,67 долларов США), а это – вдвое больше, чем оптовая цена за электроэнергию. Но знатоки рынка убеждены: если технология общего сжигания на теплоэлектростанциях будет распространяться, появится большое количество зеленых сертификатов, что значительно уценит на них.

(REUTERS, июня 3)

на начало


13. Бразилия воскрешает моторы на спирту

РИО ГДЕ ЖАНЕЙРО – История говорит, что во время кризиса 1989 года с поставками спиртного горючего в Бразилии отчаянные автомобилисты пытались заправить свои спиртомобили собственным самогоном.

На домашних изделиях авто не очень хотели работать, и в “спиртомобиля” – одного из изобретений, которым бразильцы наиболее гордятся, – похмелье было настолько тяжелым, что это авто вернулось в небытие. Объемы продажи екологосприятливих легковых автомобилей, которые когда-то составляли 90% рынку в Бразилии, сократились до 1%. Путаница на нефтяном рынке в этом году через конфликты на Среднем Востоке может стать спасением спиртомобиля, который вышел на рынок после нефтяного кризиса 70-х гг. и использует 96-градусный водный этанол из сахарной тростини, другими словами – спирт.

Хотя воспоминания о недостатке горючего в 1989 году еще вызывают скептицизм у многих бразильцев, правительство страны надеется, что нынешний международный спрос на спирт и перспективы рекордного урожая мирового лидера из выращивания сахарной тростини может дать второй шанс спиртомобилям. “Мы хотим оживить эту программу. Япония, Китай и Индия, серьезно думают об импортировании спирта и технологий из Бразилии, которая известна как пионер и эксперт в этой отрасли, - сказал министр по вопросам промышленности и развития Серджио Амарал. - Не имеет смысла начинать все еще раз ради экспорта. Горючее должно потребляться и нашими машинами также”. Ведущие страны мира, включая трех Азиатских лидеров и США, смешивают или планируют смешивать спирт, который является чистым в процессе сгорания, с бензином в рамках международных климатических договоренностей. США использует этанол в 12 процентах своего горючего, по большей части в смесях из его 10-процентным содержимым. Бразилия уже много лет смешивала безводный этанол с бензином для использования в транспортном секторе.

Предыдущие попытки наибольшей страны Латинской Америки возобновить программу спиртного горючего испытывали поражение через высокие цены на сырье во время небольших урожаев и через неудачные попытки правительства заставить автопроизводителей увеличить выпуск автомобилей, которые использовали бы спиртную смесь. Автопроизводители, которые работают лишь на 60% своей мощности через неблагоприятные экономические условия, говорят, что будут совету производить что-нибудь, что будет продаваться. Но утверждают, что понадобятся налоговые льготы для того, чтобы побороть неприятие потребителями таких авто. Производители говорят, что такие автомобили будут идеальными для рынка, ведь новая технология, известная как flex-fuel (изменение горючего), будет позволять автомобилистам менять тип используемого горючего в зависимости от цен и других рассуждений.

Спиртная технология имеет некоторые изъяны. Даже если спирт более дешев бензина, он горит быстрее традиционного горючего. Это значит, что понадобятся большие топливные баки, которые стоят дороже. Кроме того, спиртные модели должны быть оснащены специальной системой насосов и впрыскивания горючего, которое тоже увеличивает затраты на производство. Спиртные автомобили также хуже заводятся в холодную погоду.

Правительство сосредоточивается на проблеме поставки горючего, надеясь, что большие запасы спирта предоставят прежней уверенности потребителям и дадут толчок использованию авто. Бразилия все еще имеет парк в 3 миллиона старых спиртных автомобилей и разветвленную систему распространения спиртного горючего. “Мы имеем большое национальное богатство, это – большая сеть етанолозаправних станций, чего не существует ни в одной стране мира”, - говорит Амарал.

(Андрей Халип и Питер Блекберн, REUTERS, 3 июня)

на начало


14. Тает ледовая сень Эвереста, - свидетельствует ООН

ЖЕНЕВА – ледник горы Эверест, который был покорен 50 лет тому назад уменьшился на 5 километров через глобальное потепление, - засвидетельствовала программа ООН.

Группа скалолазов при поддержке Программы Развития ООН (ПР ООН) после двухнедельного путешествия в мае сообщила, что влияние повышенной температуры видится во всем. Пейзаж отображает неожиданное таяние ледника, ледовые озера раздуты от талого льда, - свидетельствует Майкл Уиллиамс из ПР ООН.

Во время своего визита скалолазы из Международной федерации альпинистов и скалолазов говорили с головой Непальской ассоциации альпинистов Таши Янгбу Шерпа, который засвидетельствовал, что ледовые поля испытали резкие изменения за последние 20 лет.

“Он рассказал, что Хиллари и Тенцинг, которые первыми добрались сюда 50 лет тому назад, теперь должны были бы идти свыше двух часов от своего лагеря к нынешнему ледовому пределу” - процитировал Уиллиамс президента международной федерации Яна Макнот-Девиса. В 1953 году Хиллари из Новой Зеландии и Тецинг из Непала стали первыми, кто покорил вершину наиболее высокой горы мира.

Представители ПР ООН недавно предупреждали, что больше 40 гималайских ледовых озер опасно близкие к переполнению, которое может угрожать жизни тысяч людей. И все через таяние льда благодаря глобальному потеплению.

(REUTERS, 7 июня)

на начало


15. Mitsubishi Heavy будет использовать CO2

ТОКИО - Mitsubishi Heavy Industries Ltd создаст большой завод из улавливания и переработки углекислого газа, - говорит представитель компании.

Компании Mitsubishi Heavy и Kansai Electric Power Co совместно разработали эффективную технологию улавливания углекислого газа, который будет использован для создания завода, который будет переделывать 2000 тонн двуокиси углерода на день. Стоимость установки оценивается в 7 миллиардов йен. Компания Mitsubishi Heavy надеется продать два таких заводы на Среднем Востоке до конца текущего финансового года. Полученный углерод можно будет использовать в разный способ, включая производство карбамида и метанола.

Одна из таких установок планируется для более эффективной добычи сырой нефти. Mitsubishi Heavy планирует до 2010 года создать установку мощностью переработки 10000 тонн углекислого газа на сутки.

(Co2e.com, 6 июня)

на начало


16. На Британском рынке углерода выросли цены

ЛОНДОН – торги на молодом рынке торговли разрешениями на выбросы углерода оживились; по мере того, как компании пытаются выполнить свои обязательства из выбросов ПГ, растут цены, - сообщили брокеры на пресс-конференции.

“Последние торги были проведены за семь фунтов за тонну ($10.48)”, - сказала Никола Стин, вице-президент брокерской конторы Co2e.com, прибавив, что в последнее время цены были на уровне шести фунтов, а за обычай соглашения заключались за пять фунтов за тонну СО2-еквиваленту.

“За последние недели наблюдалось повышение цен на разрешения, преимущественно вызванное перестрахуванням компаний от потери налоговых льгот”, - сказал Тим Аткинсон из брокерской конторы Natsource. Он сообщил, что теперь рынок работает ежедневно.

Мнения аналитиков, выраженные на конференции “Стратегии торговли выбросами” в Лондоне, разделились относительно направления изменения цен. “Климатический сбор является огромным стимулом для начала торговли”, – считает Ян Калверт из British Sugar, ведь по текущей цене для компаний значительно более дешево приобрести разрешения, чем рисковать потерей налоговой скидки.

Но Стен сказала: “Я думаю, цены снизят – существует возможность выхода на рынок больших объемов разрешений от больших компаний. Большие компании еще не торгуют, а пока верифицируют свои уровни выбросов.” Она заявила, что Co2e.com компенсировала проведение конференции учитывая выбросы ПГ. Были оцененные объемы потребления энергии в результате проведения конференции, проезда, и обитания участников, которые потом были компенсированы с помощью эффективных ламп на курортах Ямайки.

(Нил Чаттерджи, Pkanetark, 21 июня)