Добро пожаловать!


Первое Национальное сообщение
относительно вопросов изменения климата

 

КАДАСТР ВЫБРОСОВ И ПОГЛОЩЕНИЯ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СМЯГЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ НА СМЕНУ КЛИМАТА ПРОГНОЗ ОБЪЕМОВ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ И ПОТЕНЦИАЛ ИХ СНИЖЕНИЯ

Общая характеристика экономической ситуации

За последнее время было разработано и принято целый ряд программ экономического развития Украины, из которых наиболее важные:

  • «Національна энергетическая программа Украины до 2010 року» (НЭП), 1996 [1];

  • «Програма структурной перестройки экономики Украины до 2015 року», 1996 [2];

  • «Комплексна государственная программа энергосбережения Украины до 2010 року» (КДПЕ) [3];

  • Национальные программы развития отдельных отраслей экономики [4-9].

Настоящие документы были приняты за основу для разработки базового сценария развития экономики страны и ее отраслей, для прогнозирования уровней выбросов ПГ и мероприятий по их снижению.

Главные показатели, которых планируется достичь за базовым сценарием экономического развития в течение рассмотренного периода до 2015 года приведено в Табл. 5-1.

Табл. 5-1. Главные показатели социально-экономического развития экономики Украины до 2015 года

Показатели

1990

1995

2000

2005

2010

2015

ВВП, млрд $

73,62

35,26

41,30

58,82

84,07

97,17

ВВП %

100,0

47,9

56,1

79,9

114,2

132,0

Сжигание топлива, Пдж

9246,3

5531,5

6965,1

7557,7

8022,5

8551,9

Население, млн чел.

51,9

51,5

50,2

51,0

51,5

51,8

Жилищный фонд, млн м3

922,1

978,5

1018,5

1169,6

1255,0

1360,5

В зв’язку с переходным периодом экономики Украины, рядом с созданием базового сценария были разработаны оптимистичный и пессимистический сценарии экономического развития. Эти сценарии отличаются сроками наступления пика кризиса, длительностью периода возобновления экономики, то есть выходу ВВП на раньше достигнутый уровень (период 1989 - 1991 гг.), и темпами ее последующего развития.

В базовом сценарии предусмотрено последовательное проведение реформ и широкомасштабные превращения в экономике (в первую очередь в энергоемких отраслях промышленности), значительное повышение конкурентоспособности отечественной продукции, повышения энергоэффективности, и т.п.

Предусматривается проведение сбалансированной финансовой политики. Должны быть реализованные реформы в направлении упрощения системы налогообложения и распространения ее базы с доведением объема перераспределения ВВП через государственный бюджет к предельному уровню 40% ВВП.

В бюджетной политике предусмотрено повышение эффективности бюджетных затрат, сокращения дотаций, и оптимизация структуры капитальных трансфертов, а также поддержка бюджетного дефицита, на минимальном уровне (не более 3.5% от ВВП). Реализация денежно-кредитной политики должна обеспечить достижение денежной стабилизации, поддержку системы кредитования, стимулирования направленности кредитов, на долгосрочное инвестирование, а также поддержку производств, которые обеспечивают углубленную переработку отечественных минерально-сырьевых ресурсов и наращивают выпуск импортозамищуючеи продукции и экспортный потенциал страны.

По прогнозу развития отраслей материального производства в 2001-2005 гг. предусматривается ускоренное развитие металлургического комплекса, химической и нефтехимической промышленности, а также машиностроения.

Такой характер структурных сдвигов в известной мере найдет свое отображение в увеличении объемов и удельных величин энергопотребления. Предусматривается также изменение экономических условий функционирования отраслей, в первую очередь внедрение активной государственной регуляции процессов потребления энергоресурсов, реализация на государственном уровне необходимых мер, относительно их экономии.

Прогнозом предусмотрены ускоренные темпы развития непроизводственной сферы, в первую очередь за счет развития платных услуг финансового сектору экономики, увеличения удельного веса платных услуг, в социально ориентированных отраслях экономики, появление новых видов услуг, пов’язаних с распространением информационного обмена и т.п.

По оптимистичной оценке развития национальной экономики, в прогнозируемый период ожидаются позитивные изменения за счет относительного сокращения импорта энергоносителей и расширения экспорта Украинского угля (при условии реализации КДПЕ). Прогнозируемыми расчетами доказано, что при таком решении проблемы энергообеспечения экономики страны уже в 2000 г. возможно достичь позитивного чистого экспорта (1% от ВВП) с последующим его увеличением до 2% в 2005 г.

Прогнозом предусматривается проведение активной государственной политики относительно стимулирования экспортного производства в Украине. Анализ показывает, что в угождай кризисы наименьший спад производства наблюдался в отраслях, которые имеют выход на внешние рынки сбыта. При ограниченном внутреннем попил на продукцию некоторых отраслей само экспортное производство позволило избежать их деградации. Для налаживания экспортного производства прогноз предусматривает реальный пересмотр структуры производимой продукции, активный поиск новых и возвращение потерянных внешних рынков, структурное и технологическое обновление производства. Должно быть обеспеченно взаемоузгодження научно-технической политики с политикой валютной, внешнеэкономической и налогово-бюджетной регуляции.

Прогнозные расчеты свидетельствуют о том, что в 1998-2010 гг. возможно реальное достижение экономической стабилизации с последующим развитием экономики страны. Этот вывод базируется на наличии в стране экономических условий для развития ряда отраслей (агропромышленного и металлургического комплексов, машиностроения, легкой промышленности), а также на возможности постепенного решения проблемы энергообеспечения страны.

Характерным признаком рассмотренного периода должна стать активизация инвестиционных процессов за счет увеличения частицы накопления основного капитала в общему объему капиталоутворення. Государственная финансовая поддержка проектов развития отдельных отраслей или об’єктів экономики должна предоставляться после разносторонних общеэкономических обоснований с целью определения результативности проектных решений относительно уменьшения энерго-, паливо- и материалоемности ВВП.

Выход страны из кризиса возможен лишь при условии активизации позитивного государственного влияния на производственные и социальные процессы в направлении всестороннего стимулирования производителей и усиления реальной социальной защиты населения.

на начало страницы

 


5.2. Общий потенциал пом’якшення влиянию на смену климата

При анализе мероприятий по пом’якшення влиянию на смену климата рассматривались две главных группы мероприятий: средства политической регуляции и технологические мероприятия (Табл. 5-2).

Табл. 5-2. Оценка мероприятий по зниженн выбросам ПГ на уровне 2015 года

Запад

Объемы снижения выбросов ПГ, Гг

CO2

CH4

N2O

ВЕ

Установление средств контроля затраты ТЭР

17114,3

0,383

0,161

4683,3

Внедрение автоматизированных систем управления энергопотреблением

4315,78

0,097

0,041

1181,1

Промышленные процессы

1078

156

10,25

2054,0

Энергохранящие мероприятия

230671

5,167

2,17

63123,3

В том числе:

межотраслевые

59528

1,333

0,56

16289,9

внедрение современных источников и систем освещения

4836,65

0,108

0,046

1323,6

внедрение средств силовой электроники

26415,55

0,592

0,249

7228,7

внедрение эффективных технологий сжигания низкосортных топлив

1302,175

0,029

0,012

356,3

оптимизация систем теплоснабжения

10789,45

0,242

0,102

2952,6

увеличение использования тепловых ВЕР

12649,7

0,283

0,119

3461,6

отраслевые

168724,7

3,779

1,587

46171,6

энергосбережение в ТЭК

35344,75

0,792

0,333

9672,2

в том числе:

оптимизация структуры генерирующих мощностей и электрических сетей, внедрения эффективного электротехнического оборудования

21578,9

0,483

0,203

5905,1

повышение КПД ГПА на компрессорных станциях

2604,35

0,058

0,025

712,7

внедрение энергохранящих технологий при добывании топлива

2046,275

0,046

0,019

559,9

энергосбережение в промышленности

76642,3

1,717

0,721

20973,2

в том числе:

в горно-металлургическом комплексе

19346,6

0,433

0,182

5294,2

в машиностроении

6324,85

0,142

0,060

1730,8

в химической промышленности

8557,15

0,192

0,081

2341,7

в ПСМ

6696,9

0,15

0,063

1832,6

в пищевой промышленности

13393,8

0,3

0,126

3665,2

в других отраслях

22323

0,5

0,21

6108,7

энергосбережение в строительстве

930,125

0,021

0,009

254,6

энергосбережение в сельском хозяйстве

11161,5

0,25

0,105

3054,4

энергосбережение в коммунально-бытовом секторе

24183,25

0,542

0,228

6617,8

энергосбережение на транспорте

20462,75

0,458

0,193

5599,7

Введение 3 Гвт на АЭС

14882

0,333

0,14

4072,5

Нетрадиционные источники

42785,75

0,958

0,403

11708,4

Уменьшение выбросов метана при добывании угля

0

710

 

4066,4

Замещение проворных топлив нефтяного происхождения газом

1850

1,115

0,06

516,0

Снижение потерь в газовом хозяйстве

0

1400

0

8018,2

Переработка мусора

0

540

-0,9

3016,6

Установление на очистительных станциях сооружений по обработке осадка стоковых вод

0

19

0

108,8

Вместе за счет мероприятий

310241,3

2832,998

12,301

101876,6

Средства политической регуляции

К средствам политической регуляции относятся мероприятия по государственной регламентации вопросов организации рационального использования и экономии энергоресурсов во всех отраслях народного хозяйства, включая:

  • правовой механизм, который обеспечивает основу энергохранящей политики и выполнения требований охраны окружающей среды;

  • нормативный механизм, который устанавливает стандарты на паливо- и энергопотребление, уровни выбросов токсичных и парниковых газов для разнообразных технологий, машин и оборудования;

  • ценовой, налоговый, таможенный и амортизационный механизмы стимулирования внедрения энергоэффективных технологий, машин и оборудования;

  • научно исследовательские и проектно-конструкторские работы (НИПКР) и демонстрационные программы относительно улучшения качества информации и ее распространения;

  • создание независимых структур энергетического и экологического аудита предприятий, центров НДПКР, информационных центров и центров подготовки кадров, специальных структур энергетического менеджмента, на предприятиях, государственной системы сертификации энергопотребляющего оборудования и пристроил и т. ин.;

  • автоматизированное управление энергопотреблением;
  • установление средств контроля затраты энергоресурсов.

Реализация этих направлений позволяет обеспечить максимальный эффект с точки зрения снижения выбросов ПГ за счет создания условий для перевода экономики на путь энергоэффективного и экологически приемлемого развития. В условиях рыночной экономики уменьшится частица энергоемких отраслей экономики (энергетики, горно-металлургического комплекса, тяжелого машиностроения , и т. и.) и увеличится частица наукоемких отраслей, сферы услуг, аграрного комплекса.

Технологические мероприятия

Технологическая перестройка экономики и повышение эффективности использования всех видов ресурсов, в первую очередь топлива и энергии, в народном хозяйстве Украины предусматривается за счет:

  • внедрение прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий во всех сферах деятельности;

  • снижения материалоемности конечной продукции и, как следствие, ее энергоемкости в результате внедрения передовых технических решений и использования высококачественных перспективных материалов, удельная затрата которых на единицу готовой продукции значительно ниже существующего уровня.

В рамках этого направления наиболее значительными являются такие энергохранящие мероприятия.

Мероприятия межотраслевого энергосбережения:внедрение современных источников и систем освещения, средств силовой электроники, современных технологий сжигания низкосортного топлива, совершенствования систем теплоснабжения, увеличения степени утилизации вторичных энергетических ресурсов. Потенциал энергосбережения в результате выполнения этих мероприятий составит 800 Пдж при заключении $ 2000 млн.

Мероприятия отраслевого энергосбережения.К наиболее эффективным мероприятиям относятся такие:

Топливно-энергетический комплекс:оптимизация структуры генерирующих мощностей энергосистемы, электрических сетей и совершенствования электротехнического оборудования, повышения КПД газоперекачивающих агрегатов, внедрения прогрессивных технологий добывания угля. Экономия топлива оценивается в 450-500 Пдж при потребности в инвестициях близко $ 5-6 млрд.

Горно-металлургический комплекс:усовершенствование технологических процессов доменного, мартеновского, кислородно-конверторного, электросталеплавильного и ферросплавного производств, усовершенствования структуры производства, снижения выпуска наиболее энергоемкой продукции. Предсказуемая экономия топлива составит 240-280 Пдж при потребности в инвестициях около $2 млрд.

Машиностроительный комплекс:использование экономических технологий металлообработки, применения высококачественного сырья и материалов, применения водомазутных эмульсий, для вогнетермичних агрегатов, которые работают на мазуте. Предсказуемое снижение энергопотребления - 75-90 Пдж при объеме необходимых инвестиций $800-900 млн.

Химическая промышленность:усовершенствование технологии производства аммиака и кальцинированной соды, технологии производства фосфорных удобрений. Предсказуемое снижение энергопотребления составит 105-120 Пдж при объеме необходимых инвестиций $825-925 млн.

Промышленность строительных материалов:совершенствование технологических процессов производства цемента, стекла, кирпича, стенных материалов. Потенциал энергосбережения составляет 75-95 Пдж при объеме необходимых инвестиций $320-350 млн.

Пищевая промышленность:совершенствование технологических процессов производства сахара, спирта, растительного масла и других продуктов, использования ультразвуковых смесителей топлива, внедрения прогрессивных технологий производства тепла, позволит достичь уровней энергосбережения в объеме 170-190 Пдж. При этом нужно $600-650 млн инвестиций.

Строительство:усовершенствование технологических процессов, например использование индукционного электронагрева при изготовлении асфальтобетонной смеси, использования, вместо огневого способа коаксиального трубчатого електронагривача для видтаювання мерзлой почвы и другие; увеличение степени газификации строительных производств; сокращение объемов земляных работ; усовершенствование технологии производства железобетонных и других строительных конструкций должно обеспечить снижение энергопотребления на 10-15 Пдж при инвестициях $60-70 млн.

Сельское хозяйство:уменьшение частицы энергоемких культур, сокращения уровня распаханности сельскохозяйственных угодий, совершенствования технологии сушения и хранения продукции, внедрения биогазового оборудования, переработка отходов животноводства, в кормовую муку и т.п. Реализация этих направлений должна обеспечить энергосбережение в объеме 140-160 Пдж при инвестициях $1-1,3 млрд.

Коммунально-бытовой сектор:переход на потребление низько-вуглецевомистких энергоресурсов, установления отапливаемых котлов , с регулируемым диапазоном тепловых нагрузок, улучшения теплоизоляции зданий, внедрения энергоэффективных бытовых устройств, но др. обеспечат энергосбережение в объеме 300-350 Пдж при инвестициях $750-850 млн.

Транспорт:усовершенствование структуры транспортного парка и оптимизация его использования, улучшения технических характеристик двигателей транспортных средств, улучшения качества дорог, применения современных материалов для снижения веса подвижного состава на железнодорожном транспорте, улучшения транспортного потока. Предсказуемая экономия составит 250-300 Пдж при потребности в инвестициях $2,5-3 млрд.

Изменение структуры топливно-энергетического баланса (ПЕБ):увеличение частицы ядерного топлива, возобновляемых, вторичных и нетрадиционных энергетических ресурсов, введенення в ПЕБ Украины углеводородных топлив, замещения угля и проворных топлив, природным газом, использование метана угольных месторождений и биогаза обеспечит снижение выбросов ПГ при хранении общего уровня энергопотребления.

Снижение потерьна всех стадиях производства, транспортировки и распределения ТЭР. Наиболее важным, с точки зрения выбросов ПГ, есть снижение выбросов метана в газовом хозяйстве Украины, которое может быть обеспечено за счет улучшения эксплуатации газовых сетей, качества арматуры и газопроводов, современных средств диагностики состояния газовых систем. Снижение объемов выбросов метана может составить 2-2,2 млрд м3но нуждается в инвестициях в объеме $ 4-6 млн.

Совершенствование промышленных процессовв разных секторах экономики, совершенствования доменного, мартеновского, кислородно-конверторного, электросталеплавильного и ферросплавного производств, совершенствования технологических процессов производства железобетонных конструкций, цемента, стекла, кирпича , но др. Необходимо инвестирование в объеме $ 190-210 млн.

Введение новых смиттепереробних мощностейпозволит сократить складирование твердых бытовых отходов на мусорных полигонах, что предусматривает ежегодную дополнительную утилизацию около 5,8-6,2 млн тонн. Необходимые инвестиции оцениваются в $ 1-1,1 млрд.

Реализация комплекса перечисленных выше мероприятий позволит обеспечить ежегодную экономию энергоресурсов на уровне 1000-1100 Пдж в 2000 году; до 2005 года - 1950-2100 Пдж; до 2010 года - 3100-3200 Пдж; до 2015 года - 4100-4200 Пдж. Для выполнения этих мероприятий нужно около $29-32 млрд инвестиций.

Для пессимистического и оптимистичного вариантов разница заключается в основном в объемах энергосбережения, которые при оптимистичном варианте будут выше приблизительно на 10-12%, а при пессимистическом - более низкими на 25-30%.

Все эти мероприятия имеют высокая степень государственной поддержки, поскольку входят в принятые органами управления государства программы развития экономики Украины и ее отраслей.

Однако возможность реализации этих мероприятий в значительной мере будет зависеть от наличия инвестиций. Если до недавнего времени как источник инвестиций рассматривался госбюджет, то сегодня очевидно, что государство не сможет быть не только единственным, но и просто значительным источником инвестиций. Поэтому проблема инвестиций является главной.

Значительный интерес имеет анализ эффективности мероприятий, который был проведен по нескольким критериям, из которых главную роль играл критерий относительной эффективности. Он определялся как отношение необходимых инвестиций к объему снижения выбросов ПГ прямого действия. Выполнено ранжування мероприятий по этому критерию показывает, что наиболее эффективными являются мероприятия, пов’язані со снижением потерь природного газа, с решением задач контроля и автоматизированного управления энергопотреблением, реализацией межотраслевых программ энергосбережения.

Наименее эффективными, из экономической точки зрения, мероприятиями по снижению выбросов ПГ является внедрение нетрадиционных источников, оптимизация структуры генерирующих мощностей, внедрения оборудования сжигания низкосортного угля, установления на очистительных станциях сооружений, по обработке осадка стоковых вод.

Однако необходимо учитывать, что для целого ряда рассмотренных мероприятий снижения выбросов ПГ является непрямым эффектом. Целесообразность их внедрения обусловлена, как правило, другими факторами.

Реализация рассмотренных выше мероприятий даст значительный социальный эффект, в первую очередь за счет создания новых рабочих мест в машиностроении, где будут размещаться заказы на энергоэффективное оборудование, прибори учета затраты ТЭР но др., в сфере управления энергосбережением, в строительстве. Общее количество новых рабочих мест за оценками национальных экспертов на уровне 2010-2015 годов может составить до 250-300 тыс.

Список литературы

  1. Национальная энергетическая программа Украины до 2010 года, 1996.
  2. Программа перестройки экономики Украины, 1995.
  3. Комплексная государственная программа энергосбережения Украины до 2010 года, 1996.
  4. Национальная программа развития горно-металлургического комплекса, 1995.
  5. Государственная программа развития автомобилестроения Украины, 1993.
  6. Государственная программа производства тары и паковочных материалов, 1993.
  7. Программа развития алюминиевого производства на 1993 год и на период до 2000 года, 1993.
  8. Комплексная программа развития титановой промышленности Украины "Титан Украини", 1994.
  9. Комплексная программа развития промышленной базы для производства меди, ее сплавов и полуфабрикатов "Мідь Украини", 1995.

 

КАДАСТР ВЫБРОСОВ И ПОГЛОЩЕНИЯ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГНОЗ ОБЪЕМОВ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ И ПОТЕНЦИАЛ ИХ СНИЖЕНИЯ