Добро пожаловать!


Транспортный сектор

Обзор проблемы

Транспортный сектор - основной источник выбросов парниковых газов, что постоянно растет. Выбросы углекислого газа в результате сжигания органических видов топлива для работы транспортных средств еще в 1990 году составляли одну пятую совокупных выбросов. Автотранспортной отрасли принадлежит наибольшая часть этих выбросов - около 80%, вторым наибольшим источником выбросов является воздушный транспорт - 13%. Автомобили являются основным потребителем бензина в отрасли и соответственно основным источником выбросов парниковых газов. На сегодняшний день в развитых странах количество собственных авто на душу населения наивысшее в мире; однако, хотя на долю стран, которые развиваются, приходится всего только 10 процентов всего мирового частного автотранспорта, именно в этих регионах использования автомобилей будет расти в будущем.

Использование топлива транспортным сектором во всем мире выросло на 50% за последние десятилетия. Это произошло преимущественно через повышение благосостояния населения и стабильности или снижения цен на горючее. Комфорт, что люди получают от владения собственным автомобилем, удобство, свобода и мобильность, значат, что увеличение их использования обязательно будет длиться. Без применения специальных мероприятий, ожидается, что использование ископаемых видов топлива в транспортном секторе вырастет на 35­130% до конца 2025 года (Технический Отчет МГЕЗК, 1996).

Транспортный сектор Украины

В Украине, судьба выбросов парниковых газов, что приходится на транспортный сектор (около 10%), все еще является намного меньше, чем в развитых странах (около 30%). Повышение активности транспортного сектору в Украине неминуемо и есть естественном компонентом экономического роста. Поэтому, единственным направлением решения проблемы выбросов ПГ является повышение энергоэффективности в отрасли и совершенствования системы общественного транспорта. До 1990 года, в Украине существовала достаточно эффективная система транспорта, в которой весомое место занимал общественный транспорт. Важность системы общественного транспорта отмечена в национальных программах развития страны. Однако, средства их реализации отсутствуют, а переход к рыночным отношениям в экономике способствуют постоянному увеличению спроса на индивидуальные автотранспортные средства.

Выбросы парниковых газов в транспортном секторе достаточно сложно высчитывать. Оценки учреждаются на использовании топлива в секторе и коэффициентах выбросов. В украинском транспортном секторе наиболее используются такие виды паливо-енергетичних ресурсов: бензин, проворное топливо (включая и жидкое), дизельное топливо, авиационный бензин, керосин, газотурбинное топливо, природный газ, электроэнергия, теплоенергия, котельно-печное топливо, уголь, и топочный мазут. По данным национальной инвентаризации выбросов парниковых газов в Украине, выбросы за 1998 год в транспортной отрасли составляли:

Выбросы ПГ в транспортной отрасли Украины, 1998 (Гг)
CO2 16,403.53

CH4

3.76
N2O 0.19
x 194.63

CO

1,160.51
NMVOC 219,58

Источник: Национальный кадастр антропогенных выбросов и абсорбции ПГ, 1998

В прошлом основную часть транспортного сектору Украины составлял общественный транспорт, основная нагрузка в котором приходилась на автодорожный и железнодорожный - 90% всех пассажирских и грузовых перевозок. В населенных пунктах до 50% общественных пассажирских перевозок осуществляются автобусом, остальные распределяются между троллейбусами, трамваями и в наибольших городах Украины - метро. Большинство междугородных перевозок осуществляются железной дорогой.

Автотранспорт, общественный и частный, является самым популярным среди пассажиров, и выполняет 44% всех перевозок. Этот вид транспорта также является наиболее энергоемким и экологически опасным. Автомобили являются существенным источником выбросов многих парниковых газов, как и некоторых вредных веществ, например, тяжелых металлов. Начиная с середины 90-х годов количество частных автомобилей в Украине значительно растет. Ожидается, что рост будет длиться, как и соответствующие выбросы парниковых газов. Парк транспортных средств общественного автотранспорта не обновлялся за последние десятилетия, а экономический кризис в стране не способствовал его поддержанию в должном техническом состоянии.

Источник: Национальный кадастр антропогенных выбросов и абсорбции ПГ, 1998

Методы повышения эффективности в транспортном секторе

Можно выделить три ключевых направления, за которыми энергоэффективность транспортного сектору может быть повышена: разработка общей стратегии развития отрасли, экономические рычаги для уменьшения спроса и технологические решения. Мероприятия, употребленные за этими тремя направления, в свою очередь, принесут сокращение выбросов парниковых газов в результате работы транспортного сектору.

Общая стратегия развития

Национальная стратегия Украины основное внимание уделяет развитию инфраструктуры транспортной системы. Необходимость согласования особенностей парка частных автомобилей, который растет, с обеспечением надежного, удобного, доступного и безопасного общественного транспорта требует тщательного планирования в отрасли. Увеличивая нагрузку отдельного транспортного средства и расстояние маршрутов можно предотвратить будущий рост объемов потребления топлива.

Экономические средства сокращения спроса

Механизмы экономической политики ради уменьшения спроса на средства транспортировки за обычай направлены на сочетание экономического и экологического компонентов в принятии решений. Некоторые исследования показывают, что тарифы, налоговые стимулы и другие похожие механизмы, могут привести к значительной экономии топлива, вместе с сокращением расстояния путешествий и изменением инфраструктуры (Министерство транспорта Украины, 1999).

Пальне и альтернативы

Эффективность использования горючего на сегодня является основным заданием современных исследований в транспортной технологии. За оценками ученых, потребления топлива, существующим парком автомобилей может быть сокращено вдвое благодаря применению более эффективных двигателей, легких конструкций и моделей, с невысоким аэродинамическим сопротивлением. Кроме того, более широкое использование жидкого нефтяного газа, стисненого природного газа, альтернативных видов топлива (природного газа, пропану, электромобили) помогло бы уменьшить выбросы CO2 на 10-30% (Министерство транспорта Украины, 1999).

Выводы

Транспортный сектор занимает первое место за темпами роста объемов выбросов парниковых газов, кроме того, мероприятия по сокращению выбросов в этой отрасли экономики являются наиболее ценными. Будем надеяться, что Украина научится от ошибок Западных стран, практика которых показывает, что разветвленная инфраструктура автодорог не только не разрешает проблему перегрузки, но часто создает и новые, и найдет свой собственный путь решения этой проблемы.